К основному контенту

Стихотворение "Гефсиманский сад" (Борис Пастернак)

Кадр из фильма "Иисус" по Евангелию от Луки, Иисус в Гефсиманском саду. 

В словах этого стихотворения Вы можете прочитать известный текст из Библии, где рассказывает о последних часах Иисуса Христа вместе с учениками и наедине с Отцом в молитве. Борис Пастернак очень выразительно и творчески описал то, что происходило в этом месте Иерусалима.

Гефсиманский сад.

Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: “Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной”.

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: “Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст”.

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: “Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты”.

1949 год, Б.Пастернак (источник)

Напишите свои комментарии и мысли по поводу этого стихотворения. Может быть Вам нравится творчество Б. Пастернака? Также можете рассказать о каких-то других интересных духовных стихотворениях этого поэта. Заранее спасибо за мысли и комментарии!




Также хотел бы поделиться текстом из Евангелия от Матфея, где рассказывается о том, что происходило в Гефсиманском саду - история в разных переводах Библии:

Синодальный перевод:

36. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
40. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41. бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46. встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
47. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53. или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54. как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55. В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56. Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
(Св. Евангелие от Матфея 26:36-56)


Также давайте прочитаем этот отрывок в новом переводе Библии-онлайн (издательство РБО):


Иисус пришел с ними на место, называемое Гефсимания, и сказал ученикам:

– Посидите здесь, а Я пойду и помолюсь.

Он взял с Собой Петра и двух сыновей Зеведея. Его охватили тоска и тревога. Тогда Он сказал им:

– Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной.

Отойдя немного, Он пал на лицо Свое и молился:

– Отец Мой, если возможно, то пусть минует Меня эта чаша, но пусть будет все не как Я хочу, а как Ты хочешь.

Затем Он возвратился к ученикам и нашел их спящими.

– Неужели вы даже часу не могли пободрствовать вместе со Мной? – спросил Он Петра. – Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не поддаться искушению. Дух бодр, но тело слабо.

И во второй раз Он ушел и молился:

– Отец Мой, если невозможно, чтобы эта чаша миновала Меня и чтобы Мне не пить из нее, то пусть все будет по Твоей воле.

Когда Он вернулся, ученики опять спали, потому что их веки отяжелели. И, оставив их, Иисус отошел и стал молиться в третий раз теми же словами. Затем Он возвратился к ученикам и сказал им:

– Вы все спите и отдыхаете? Вот, время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, идем. Вот уже и Мой предатель приблизился.

Иисус предан и арестован

Он еще говорил, как подошел Иуда, один из двенадцати учеников, и с ним большая толпа, вооруженная мечами и кольями. Их послали первосвященники и старейшины народа. Предатель так условился с ними:

– Хватайте Того, Кого я поцелую.

Иуда сразу же подошел к Иисусу и сказал:

– Здравствуй, Рабби! – и поцеловал Его.

Иисус же сказал ему:

– Друг, делай то, для чего пришел.

Тут подошли люди и, схватив Иисуса, взяли Его под стражу. Тогда один из тех, кто был с Иисусом, вытащил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо.

– Верни свой меч на место, – сказал ему Иисус. – Все, кто берется за меч, от меча и погибнут. Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов?f Но как же тогда исполнится Писание, что все это должно произойти?

Затем Иисус обратился к толпе:

– Что Я, разбойникg, что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня? Каждый день Я сидел и учил в храме, и вы не арестовали Меня. Но все произошло именно так, чтобы исполнились писания пророков.

Тогда все ученики оставили Его и убежали.



А также в современном переводе Библии - Радостная весть:


36. Тем временем Иисус приходит с ними в одно место, оно называется Гефсимания. Он говорит ученикам:
— Посидите здесь, а Я отойду помолюсь.
37. Он взял с собой Петра и двух сыновей Зеведея. Ужас и тоска охватили Иисуса.
38. И Он говорит им тогда:
— Душа Моя томится смертельно, побудьте здесь, бодрствуйте со Мною!
39. Отойдя немного, Он бросился ничком на землю и стал молиться:
— Если только можно, избавь Меня от этой чаши! Но пусть будет не так, как хочу Я, а как Ты.
40. Он подошел к ученикам и застал их спящими.
— Вот как, — говорит Он Петру, — вы даже часа одного не смогли бодрствовать со Мною?
41. Не спите, молитесь, чтобы устоять в испытании. Дух отважен, но бессильна плоть!
42. И снова, во второй раз Он отошел и стал молиться:
— Отец, если нельзя Меня избавить от этой чаши и должен Я выпить ее, пусть воля Твоя исполнится!
43. Вернувшись, Он снова застал их спящими: у них слипались глаза.
44. Покинув их, Он снова отошел и молился в третий раз — теми же словами.
45. Потом Он возвращается к ученикам и говорит им:
— А вы всё спите, отдыхаете?.. Настал час: вот, Сына человеческого отдают в руки грешников.
46. Вставайте, идем! Смотрите, предатель уже близко.
47. И тут, когда Он еще говорил, появился Иуда, один из двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, посланная старшими священниками и старейшинами.
48. Предатель заранее условился с ними о знаке, сказав: «Кого я поцелую, тот и есть Иисус. Берите Его».
49. Он направился прямо к Иисусу.
— Приветствую Тебя, Рабби! — сказал он и крепко поцеловал Его.
50. Но Иисус сказал ему:
— Так вот для чего ты пришел, приятель?
Тогда Иисуса схватили и взяли под стражу.
51. И тут один из учеников Иисуса выхватил меч и, ударив слугу первосвященника, отсек ему ухо.
52. Иисус говорит ему:
— Вложи меч в ножны! Всякий, кто берется за меч, от меча и погибнет.
53. Или ты думаешь, Я не мог попросить Моего Отца? Он бы тут же послал Мне двенадцать ангельских воинств, а то и больше!
54. Но как в таком случае исполниться Писаниям? Ведь все это должно произойти!
55. И сказал тогда Иисус толпе:
— Вы пришли за Мной с мечами и кольями, как будто Я разбойник! Каждый день Я сидел в Храме и учил, и вы Меня не забирали.
56. Но все это произошло для того, чтобы исполнились писания пророков.
Тогда все ученики покинули Его и убежали.
(Св. Евангелие от Матфея 26:36-56)


Благодаря этим отрывкам можно сравнить насколько был точен Пастернак в передаче этой сцены из жизни Иисуса Христа. Возможно Вы заместили какие-то разночтения? Возможно поэт придумал какие-то интересные детали, которые Вас могут смутить?

Это стихотворение можно выучить и прочитать к Страстной неделе перед Пасхой (обычно весной). Что Вы думаете? достойное стихотворение?

Напишите Ваши мысли в комментариях - заранее спасибо!

Всегда буду рад общению с Вами - пишите на мой адрес эл.почты или звоните по телефонам - они указаны здесь.


В спину дышит нам прогресс. Подпишись на RSS
Получать новые публикации на e-mail:

Комментарии

  1. Да, стихотворение прекрасное, а из всех переводов все же лучший- Синодальный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До глубины души. Без лез не читается. Спасибо
      Вам огромное.

      Удалить
  2. Да, я тоже за Синодальный перевод. Другие просто, как рассказ, простой рассказ. Как Петру было сказано, что и речь его выдает его... а если так изъясняться, по новому переводу, то уж точно ничего не выдаст тебя к принадлежности Христовой. Речь проста. В Синодальном переводе есть дух тех веков, мне так кажется...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)

Популярные сообщения из этого блога

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, Слуга и пастырь-богослов, Вещал нам горнего

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном