Одно из наивысших проявлений гордыни – это увидев грех, порок или ошибку человека, думать, что ты никогда бы не поступил как он.
Мысль о себе как о человеке не способном на то зло, что совершил кто-то (каким бы извращённым оно не было), сама по себе настолько порочна, что неизбежно приближает человека к падению. Такое мышление рано или поздно приводит нас в грех не меньший, а то и больший, чем тот, на который мы смотрели свысока. Поэтому писание предупреждает нас, - «если кому-то кажется, что он уверенно стоит, то пусть остерегается, как бы ему не упасть!» (1 Кор. 10:12). То есть, когда мы изобличаем какой-либо порок в нашей среде и выносим ему суд, это не только не должно сопровождаться убеждением в своей непорочности в этом же грехе, а напротив, - это обязательно должно нас приводить в процесс сокрушения и критической оценки себя на этот же счёт, осознавая, что при определённом сочетании внешних и внутренних обстоятельств мы могли бы поступить также, а, может, и хуже, и только по милости Божьей мы ещё в этих обстоятельствах не оказались, потому то ещё никто не увидел, что на самом деле мы живём в этом же грехе в своём сердце.
Осудить грех – это означает также сделать всё, чтобы не допустить его в дальнейшем. Нужно проанализировать и осознать те предпосылки, которые сделали этот грех возможным, чтобы предупредить подобное в дальнейшем и в себе, и в нашей среде. И оценивать в этом себя нужно не избирательно, не только в том, где тебе привычно пересматривать свои взгляды, а в тех самых вещах, в которых тебе наиболее неприятно заглядывать правде в глаза в своём собственном сердце.
Только такая внутренняя реакция удерживает нас в позиции смирения перед Богом, когда мы видим чьё-то падение, это является прививкой от гордыни и позволяет нам пресечь в самих себе предпосылки грешить тем же грехом.
Тот, кому много прощено, больше любит из-за сокрушённости сердца от осознания, что ему совершенно нечем гордиться, и ничего из своей праведности он не может приписать себе. Это рождает так много благодарности и любви к Господу, простившему нам столь многие грехи. «...У этой женщины было много грехов, но они прощаются ей. Вот почему она любит сильно. А тот, кому мало прощается, и любит мало» (Луки 7:47-48). Видя чужой грех у такой личности больше благодати оказаться в смирении внутреннего человека из-за озознания, что он сам был там же и сам по себе он ничем не лучше этого грешника.
Всё это не о том, что не нужно судить грех, а о том, что настоящее осуждение греха обязательно включает честное его осуждение в самом себе.
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)