К основному контенту

Как состыкуется заповедь о том , что нужно "подставить правую щёку" и "остановить зло с помощью силы"?

Вопрос:  Уважаемый Юрий Кириллович! Если я правильно понял писание то при нападении на меня или близких мне людей в моём присутствии я должен, внутренне молясь, только пытаться остановить нападающих уговорами, выполнением их требований по изъятию  у нас ценностей, личных вещей и прочего вплоть до жизни или чести.  Или всё же можно, если конечно хватит сил, обезвредить напавшего, пренебрегая одним из наставлений в нагорной проповеди (про другую щёку) и другими местами из писания (я про места писания о непротивлении злу). Наставления о защите я мог прочесть только в Ветхом завете,  не знаю, актуальны они или нет для христиан.
В моей жизни не было пока таких происшествий,  в которых я должен был делать выбор защищаться или нет, Бог хранит. Но я знаю случаи из рассказов других людей,  когда такое случается и мне хотелось бы быть готовым к правильному разрешению ситуации. Или об этом вообще не надо думать заранее?

Ответ.   Мир и благодать вам благословенный брат Андрей.  Думать и размышлять мы обязаны. Способность рассуждать  не только  отличие человека от животного, но это ещё и подобие Божие  в человеке.  Писание возвышает человека рассудительного, призывает нас рассуждать, размышлять.  Христианину предписано быть рассудительным. Напротив, нерассудительность в Библии представлена как  недопустимая греховная порочность.    Итак,  ваш вопрос.
 Имеет ли христианин право на защиту  своего дома, своей семьи? 
 Для мужчины, для отца это не вопрос, это святая обязанность.   Для мужчины христианина вопрос  защиты  своей семьи, ближнего своего освящён словами  Иисуса Христа.  «Это заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Иоан.15:12,13.  Однако распространённая среди нас формула «непротивление злу насилием», усиленная  государственным  террором, лишившая  гражданина всяких прав, сделали своё дело.  Христианство обескровлено. Поражено приспособленчеством.  Покорено материализмом. Христианство утрачивает дерзновенную страсть  «покорять вере все народы».  Даже покорять вере свою семью перестают.  В нашей российской реальности христианство  представляет собой убежище  беспомощных, отказавшихся  от претензий научить  вере все народы,  потерявших   радость обладания вечной жизнью людей.    Многие бытовые мелочи влияли да и влияют на наше сознание, формируют наши житейские принципы, или же напротив,  делают нас беспринципными.  Для христианина быть беспринципным недопустимо.  Каковы же принципы в деле защиты семьи и дома своего от злоумышленников?

* Ветхозаветные примеры.
  Вы отметили, что ветхозаветные истории не оставляют места для сомнений.  Защита дома, защита родных была доблестью патриархов. Достаточно вспомнить эпизод, когда Авраам освободил своего племянника  Лота.  «Аврам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал  неприятелей до Дана; и, разделившись, напал  на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;  и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин, и народ».  Быт.14:14-16.   Можно напомнить историю, как Давид  военной силой поразил  грабителей  и освободил семью свою. 1Царств 30гл.  Своё решение  погнаться за грабителями и освободить пленников Давид согласовал с  Богом. «И вопросил Давид Господа, говоря: «Преследовать ли мне это полчище и догоню ли их?» И сказано ему: «Преследуй, догонишь и отнимешь».  Ст.8.
 Все подобные акции воспринимались героями Ветхого Завета как благословение Бога.  Можно ли нам, христианам, данными подвигами обосновать свою позицию по отношению к злоумышленникам. Можно ли нам христианам,  поступать,  как поступал Авраам? Или как Давид?  Да, конечно можно.  Ведь Писание не отменяет этих обязанностей мужчин.  И Христос не упрекнул  праотцев, за столь  ревностную позицию. Здесь, я уверен, мнения разойдутся.  И наступает момент, о котором Писание говорит. «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам».  Очень важный момент личного определения своей позиции. Ибо и ответственность в каждом случае возникает личная.  Поскольку в моей жизни я никогда ничем не владел, у меня никто ничего не смог отобрать, то мне не пришлось ломать голову, как же вернуть уворованное.  Но у тех, кто имел, и кого ограбили, отношение к подобной проблеме будет иным.  Для них пример Авраама очень даже вдохновляющий.  И я таковых понимаю.   Но  есть и пример Исаака. Сын Авраама многократно лишался важнейшей ценности для жизни в пустыне. Филистимляне лишали его воды. Они отобрали  у него колодцы, которые выкопал его отец Авраам.  Затем отбирали колодцы,  которые он выкапывал сам, и прогоняли его в пустынные места.   Исаак терпеливо сносил насилие, уходя от беды и копая новые колодцы.   И затем произошло вот что.  «Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.  Исаак сказал им: «Для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?»  Они сказали: «Мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом».  Быт.26:26-29.   Как Аврааму, так и Исааку, является тот же Господь  и возвещает свои благословения на века.  «И в ту ночь явился ему Господь и сказал: «Я Бог Авраама, отца твоего, не бойся, ибо Я с тобою и благословлю тебя, и умножу потомство твое ради отца твоего Авраама, раба Моего».  Быт.26:24. Как видим, разные позиции проявляли люди, но были благословлены Богом, ибо каждый поступал по вере!  Итак,  принцип первый – поступать по вере!  Ибо всё, что не по вере – грех. Рим.14:23.

* Житейская практика.
 Рассмотрим  реальную практику  христианского быта.  Исповедующие  принцип «непротивления злу насилием»,  живут среди нас.  Я помню времена, когда  в российской глубинке в деревнях, жители не запирали свои дома.  Одна причина  была в том, что не было злоумышленников, все знали друг друга и потому, уходя из дома, просто подпирали дверь метлой.  Другая причина была в том, что воровать было нечего. Скотину забрали комиссары,   амбары пусты, из одежды, всё что имелось, было на плечах и ногах, да и то рямки, перешитые многократно из  армейских армяков  времён  первой мировой войны.  Не так теперь.  Есть что воровать. Есть что терять. И двери уже не оставляются без запоров, даже в пустеющих деревнях.   Крепкие заборы мы строим, не задумываясь над тем, что это  есть средство защиты от злоумышленников. Заборов недостаточно,  я  вижу сигнализацию, видеокамеры, и нередко встречаются мне люди стоящие у входа в дом, и не могущие войти. Кодовые замки,  решётки на окнах, сторожа при входе в дом свидетельствуют  о защите семьи и имущества.   Здесь не возникает вопросов, почему и зачем христиане строят заборы, вешают замки, и даже ставят  сторожей на охрану церковной собственности.  «Бережёного и Бог бережёт» — древняя мудрость, отражающая понимание Божьей защиты, но при условии разумного устроения дома и принятых мер безопасности.   Принцип второй – будьте рассудительны. Предпринимайте достаточные меры предосторожности.  Заботьтесь о безопасности вашего дома, вашей семьи. 

* Примеры  новозаветные.
Яркий и показательный  пример мученической   смерти  Стефана. «Побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Иисусе! Прими дух мой». И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: «Господи! Не вмени им греха этого». И, сказав это, почил». Деян.7:59,60.  Здесь нет места расхищению имущества.  Здесь  религиозная ненависть, здесь смерть за веру, здесь подвиг верности Христу.  Достойный пример.  А вот ещё.  «Ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее». Евр.10:34. Пример  высочайшего  духа.  Павел отмечает, что радость от расхищения  имущества была обусловлена знанием, т.е. уверенностью, убеждением,  в том,  что христианин  обладает  более высоким  и ценным  имуществом  на небесах!  Христиане терпели насилие  за веру в Иисуса Христа. Такое насилие терпели и наши  отцы и деды.  В царской, а затем в советской России  христиан именно за веру в Иисуса Христа лишали имущества, земли, доброго имени, заточали в темницы и даже лишали жизни. Они принимали этот жребий. Они предпочитали принять мученическую смерть, но не предали веры, и не подняли руки на мщение беззаконникам.  Ныне бесчисленное множество христиан также принимаю мученическую смерть, лишаются имущества, изгоняются из домов и стран, не поднимая руки на мщение злодеям.  Так говорит Господь:  «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу  Божьему. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, – говорит Господь».  Рим.12:19.  Принцип  третий – ценность веры, дар вечной жизни,  не имеет материального эквивалента.   

* Ещё пример.
Апостола Павла арестовали, и толпа была готова растерзать его. Некоторые даже поклялись,  не есть и не пить, пока не убьют Павла.  И святой апостол не уклонился от возможной смерти, но предпочёл воспользоваться правом римского гражданина и потребовать у власти защитить его от насилия.  Сам он, конечно,  был бессилен отразить атаки толпы, но показателен его выбор. «Требую суда»!  Деян. 25:11. Требую защиты!   Принцип четвёртый —  защищать свою семью и свою свободу, требуя  справедливого отношения! Требовать от людей власти   исполнять свои обязанности по защите прав гражданина, в том числе и свободы совести.

* Предписание Нового Завета.
Здесь я воспользуюсь текстом святого апостола Павла относительно власти.  «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.  «Ибо начальник  есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Рим.13:1, 4.  Данный текст разъясняет нам право власти на насилие. Одновременно и обязанность граждан на исполнение законов.   Картина проста. Поступаешь справедливо, исполняешь законы, и власть не имеет к тебе никаких претензий. Нарушаешь закон, власть применяет к тебе насилие, принуждая к исполнению законов. Замечу, что этот закон власти и подчинения дан как универсальный принцип устроения общества.  Абсолютная власть принадлежит Богу. Бог дал некоторые полномочия, дал власть земным начальникам.  Для сохранения должного порядка. Для защиты добра. Для поражения зла. Такой порядок дан нам в Писании. 

   Так, подобным образом, мужчине дана власть отца и мужа.  Муж глава жены.   Что из этого следует?   Ваш  дом – ваша территория.  Ваше государство.  Здесь власть  принадлежит вам. Вы имеете власть от Бога защищать добро,  жизнь своих родных,  даже с применением  насилия.  Аналогия очевидная и потому бесспорная.  Всякого  входящего  в ваш  дом с миром, должно  принять  с миром и всеми  атрибутами гостеприимства.  Но входящий в  ваш  дом с мечом злодея, посягающий   на жизнь детей, жены или родителей, должен от меча и умереть.  Это проявление любви, полагающей душу свою, за ближних своих. Таков закон Божий. Когда Пётр отсёк ухо раба, защищая Иисуса,  Христос сказал: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».  Именно об этом апостол Павел и говорит в послании Римлянам, разъясняя закон возмездия и право власти на насилие.  
 
   Если разбойник взявший меч, посягает на ваш дом, на жизнь ваших детей, вы обязаны защитить их, в том числе и силой.  Каждый разбойник  должен понимать, что его встретит меч возмездия.
 Итак, принцип пятый.  Мужчина, хозяин дома, обязан защищать своих домочадцев от посягательств  злоумышленников, в том числе и применяя насилие.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном ...

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, ...

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.