И еще раз о детях, семьях и деньгах
В продолжение истории о многодетности и выплатах, процитирую уважаемых коллег «Сны Веры Павловны» @VerasTraum
О влиянии доходов на рождаемость (декларируемая цель то, кажется, всех социальных программ в этой сфере – стимулировать рождение детей, есть сравнительно новое (осень 2023 года) исследование экономистов Анжелы Грелих и Лоран Тулемон Measuring the educational gradient of period fertility in 28 European countries: A new approach based on parity-specific fertility estimates
Грелих и Тулемон решили проверить, как уровень образования женщин связан с количеством детей. Раньше это анализировали «задним числом» — опрашивали женщин после 40 лет. Но такой подход не показывает, что происходит прямо сейчас. Исследователи взяли базы данных ежегодных опросов EU-SILC (как живут люди в ЕС) за 2004–2022 гг и спросили женщин 25–49 лет:
Сколько у вас уже есть детей?
Какое у вас образование?
И высчитали, кто и сколько детей рожает в реальном времени.
Что выяснили?
Менее образованные женщины рожают больше почти везде.
Соответственно, чем выше уровень образования у женщины – тем детей меньше.
Все интуитивно очевидно, но не совсем
Исследование выявило три доминирующих модели образовательного градиента фертильности в современной Европе: (кто и сколько рожает детей в зависимости от образования
"Северная модель" (Швеция, Норвегия):
Высокообразованные женщины рожают почти столько же, как и малообразованные.
Почему? Хорошие детсады, длинные декреты, гибкий график работы.
"Южная/Восточная Европа" (Италия, Польша):
Чем выше образование — тем меньше детей.
Причины: нет поддержки для мам, сложно совмещать карьеру и семью.
"Промежуточные" (Франция, Германия):
Образованные рожают меньше, но разрыв не такой резкий, как в Восточной Европе
В целом, отмечают исследователи
О чем это говорит? Исследование Грелих и Тулемон показывает, что высокообразованные женщины продолжают рожать там, где социальная политика ориентирована на снижение/компенсацию opportunity costs - потерь матери в заработках и в карьере, связанных с рождением ребенка. Дело не только в «деньгах» – нужно еще и присутствие отца (т.е. возможность декретного отпуска для него), гарантии занятости, доступность и повышение качества детских садов
Таким образом, делают вывод исследователи, демографический кризис - это не биологический феномен, а результат институционального дизайна. Репродуктивное поведение образованных женщин выступает точным индикатором качества социальных институтов. Политикам следует воспринимать образовательный градиент фертильности не как данность, а как диагностический инструмент для оценки эффективности семейной политики.
Там где есть реальная поддержка - там – рожают, причем рожают именно высокообразованные женщины. Там где реальной поддержки нет и женщина должна выбирать между карьерой и детьми – там проблемы с демографией
Еще раз: главное открытие Грелих и Тулемон не в цифрах, а в перемене фокуса – вместо вопроса к женщинам – «почему они не рожают?» нужно задавать вопрос политикам «почему вы создали условия, в которых рожать – это похоронить карьеру?» (для большинства женщин)
В продолжение истории о многодетности и выплатах, процитирую уважаемых коллег «Сны Веры Павловны» @VerasTraum
брачное поведение населения напрямую связано с социально-экономической ситуацией в стране, а следовательно и с политикой государства, проводимой в этой части. … сейчас действительно все страны с развитыми экономиками претерпевают кризис брачных отношений и семьи.
О влиянии доходов на рождаемость (декларируемая цель то, кажется, всех социальных программ в этой сфере – стимулировать рождение детей, есть сравнительно новое (осень 2023 года) исследование экономистов Анжелы Грелих и Лоран Тулемон Measuring the educational gradient of period fertility in 28 European countries: A new approach based on parity-specific fertility estimates
Грелих и Тулемон решили проверить, как уровень образования женщин связан с количеством детей. Раньше это анализировали «задним числом» — опрашивали женщин после 40 лет. Но такой подход не показывает, что происходит прямо сейчас. Исследователи взяли базы данных ежегодных опросов EU-SILC (как живут люди в ЕС) за 2004–2022 гг и спросили женщин 25–49 лет:
Сколько у вас уже есть детей?
Какое у вас образование?
И высчитали, кто и сколько детей рожает в реальном времени.
Что выяснили?
Менее образованные женщины рожают больше почти везде.
Соответственно, чем выше уровень образования у женщины – тем детей меньше.
Все интуитивно очевидно, но не совсем
Исследование выявило три доминирующих модели образовательного градиента фертильности в современной Европе: (кто и сколько рожает детей в зависимости от образования
"Северная модель" (Швеция, Норвегия):
Высокообразованные женщины рожают почти столько же, как и малообразованные.
Почему? Хорошие детсады, длинные декреты, гибкий график работы.
"Южная/Восточная Европа" (Италия, Польша):
Чем выше образование — тем меньше детей.
Причины: нет поддержки для мам, сложно совмещать карьеру и семью.
"Промежуточные" (Франция, Германия):
Образованные рожают меньше, но разрыв не такой резкий, как в Восточной Европе
В целом, отмечают исследователи
Женщины с высоким уровнем образования имеют значительно более высокий уровень фертильности, чем женщины со средним уровнем образования в странах Северной Европы (Исландия и Дания, за которыми следуют Швеция и Финляндия), а также в Бельгии, Чешской Республике и Словении.
Напротив, образовательный градиент является резко отрицательным в Португалии, Болгарии, Люксембурге, Польше и Румынии.
О чем это говорит? Исследование Грелих и Тулемон показывает, что высокообразованные женщины продолжают рожать там, где социальная политика ориентирована на снижение/компенсацию opportunity costs - потерь матери в заработках и в карьере, связанных с рождением ребенка. Дело не только в «деньгах» – нужно еще и присутствие отца (т.е. возможность декретного отпуска для него), гарантии занятости, доступность и повышение качества детских садов
Таким образом, делают вывод исследователи, демографический кризис - это не биологический феномен, а результат институционального дизайна. Репродуктивное поведение образованных женщин выступает точным индикатором качества социальных институтов. Политикам следует воспринимать образовательный градиент фертильности не как данность, а как диагностический инструмент для оценки эффективности семейной политики.
Там где есть реальная поддержка - там – рожают, причем рожают именно высокообразованные женщины. Там где реальной поддержки нет и женщина должна выбирать между карьерой и детьми – там проблемы с демографией
Еще раз: главное открытие Грелих и Тулемон не в цифрах, а в перемене фокуса – вместо вопроса к женщинам – «почему они не рожают?» нужно задавать вопрос политикам «почему вы создали условия, в которых рожать – это похоронить карьеру?» (для большинства женщин)
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)