Как в русских городах скот спасали скот
У русского провинциального города в XIX веке было три главных беды: мор, пожар и падёж скота. Для борьбы с этими явлениями в разных городках империи придумывали свои способы.
Вот, например, что в 1851 году зафиксировал корреспондент Географического общества из города Ефремов в Тульской губернии. Во время пожара в городе из церкви начали выносить иконы. Иконы ставили перед распространяющимся огнём, будто оберег. Кроме того, в костёр начинали бросать красные яйца, полученные в ближайшую Пасху при первом христосовании. Такие яйца специально берегли на подобные случаи.
Этот же корреспондент красочно описывал опахивание города сохой, которое применялось при массовой болезни скота. Около полуночи собирались женщины, причём важно, чтобы женщины эти были незамужние: либо ещё девушки, либо уже вдовы. Одну из них запрягали в соху и вели борозду вокруг поражённого болезнью места. Остальные женщины шли рядом верхом на палках, мётлах, рогачах и кочергах. Как мы видим, все классические атрибуты ведьмы на месте. Во время шествия женщины ударяли в сковороды и кастрюли, исполняя песни и какие-то заклинания. Всё шествие с сохой сопровождалось большим шумом, который был слышен за две-три версты. Каждую скотину, которую встречали, женщины символически наделяли образом мора, поэтому отгоняли её с криками: «Вот она! Гоните! Бейте!». В самом конце этого безумного шествия они зарывали в землю живого щенка чёрного цвета, чёрную кошку и чёрного петуха. Такое шествие от падежа скота автор из города Ефремов наблюдал в 1848 году. Главной в этом шествии была старуха 70 лет, которая невероятно гордилась тем, что участвует в этом действии уже третий раз
У русского провинциального города в XIX веке было три главных беды: мор, пожар и падёж скота. Для борьбы с этими явлениями в разных городках империи придумывали свои способы.
Вот, например, что в 1851 году зафиксировал корреспондент Географического общества из города Ефремов в Тульской губернии. Во время пожара в городе из церкви начали выносить иконы. Иконы ставили перед распространяющимся огнём, будто оберег. Кроме того, в костёр начинали бросать красные яйца, полученные в ближайшую Пасху при первом христосовании. Такие яйца специально берегли на подобные случаи.
Этот же корреспондент красочно описывал опахивание города сохой, которое применялось при массовой болезни скота. Около полуночи собирались женщины, причём важно, чтобы женщины эти были незамужние: либо ещё девушки, либо уже вдовы. Одну из них запрягали в соху и вели борозду вокруг поражённого болезнью места. Остальные женщины шли рядом верхом на палках, мётлах, рогачах и кочергах. Как мы видим, все классические атрибуты ведьмы на месте. Во время шествия женщины ударяли в сковороды и кастрюли, исполняя песни и какие-то заклинания. Всё шествие с сохой сопровождалось большим шумом, который был слышен за две-три версты. Каждую скотину, которую встречали, женщины символически наделяли образом мора, поэтому отгоняли её с криками: «Вот она! Гоните! Бейте!». В самом конце этого безумного шествия они зарывали в землю живого щенка чёрного цвета, чёрную кошку и чёрного петуха. Такое шествие от падежа скота автор из города Ефремов наблюдал в 1848 году. Главной в этом шествии была старуха 70 лет, которая невероятно гордилась тем, что участвует в этом действии уже третий раз
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)