Поэтому в этом посте я хотел бы по-философки-богословски предложить реагировать на этот праздник спокойно без заламывания рук. Все равно он однажды закончится, и мы ранним утром в полусонном состоянии пойдем выкидывать бутылки пунша и многочисленную кожуру от мандаринов.
Во-первых, Матфей и Лука, хотя и говорят про рождение Иисуса, они не намекают на то, что верующие в первом месяце зимы должны ставить в доме елку, маленький вертеп и дарить подарки. Или? Вот-вот, подумайте. Первые христиане из иудеев не создавали дни календаря. У них уже были свои иудейские праздники, которые они заполнили новым богословским значением.
Во-вторых - и тут поезна и отрезвительна критика некоторых библеистов - Лука, читая повествование Матфея, не пользуется переводом греческих текстов, где упоминается "непорочное зачатие", а считает рождение Иисуса сверхъестественным актом. И без чтения евангельского сюжета от Матфея, верующие никогда не додумались бы до того, что отцом Иисуса был Святой Дух. Иначе это все походит на рождение Геракла от Зевса.
А теперь Матфей. Матфей использует слово "партенос", которое вполне могло означать слово "женщина" во времена Исайи. Но ко времени Матфея оно означало "деву". Но если даже нет, Исайя-то говорил именно о женщине, которая родит младенца. И Павел говорит об этом, а именно, что Иисус родился от женщины и подчинился закону... (и далее по тексту).
Иоанн вообще считает, что земная история Иисуса - это просто словесная игра начинающих теологов, увлеченных низкой христологией. Иисус - это Слово, которое было с Богом и было Бог. Зачем ему "рождаться"? Слово СТАЛО плотью как будто оно пропустило все важные этапы развития человеческого существа: эмбрион, маленькое тело ребенка и роды. Иисус так стремительно вошел в историю, что уже в первой главе он играет роль предсказателя мыслей и наконец самого Мессии благодаря восклицанию удивленного иудея.
Этот пост я мог бы еще подробно продолжить. И тут я не создаю ситуацию для возможного растрела. Я просто хочу сказать, что тренд Рождества - это веселый фрагмент истории развития европейского цивилизации. Его не изменить и не сломать. И ввиду этих богословских нюансов, мы можем только спросить себя: а нам это надо?
Поэтому, веселитесь вместе со всеми! Дарите подарки. Подыгрывайте от всей души! Но помните, что "праздник Рождества" не заканчивается 26 декабря (или 8 января). Праздник Рождения Иисуса (естественного или сверхъестественного) должен совпровождать нас всю жизнь. И он всегда состоит из нескольких историй, а не из одной: рождения Мессси, жизни Мессии, смерти и вокресения Мессии.
Виктор Шлёнкин
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)