МАСТЕР И МАРГАРИТА
Я стараюсь не смотреть фильмы, снятые по произведениям, которые люблю. Чтоб не разочаровываться. Ведь почти всегда получается совсем не то, что представляешь, читая их. Особенно, если фильмы сняты «по мотивам» любимых произведений. Такое кино чаще всего вызывает раздражение из-за коверкания этих книг.
Но недавно я увидел исключение из этого правила. Им оказался фильм «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова является одним из кирпичиков, из которых я состою. Но могу сказать, что новая экранизация – на уровне гениальной книги.
Помимо двух линий книги — истории Иешуа Га-Ноцри и Москвы 30-х годов — авторы сценария создали третью линию. При этом она так органично вошла в сюжет, словно изначально там была. Именно эта третья линия, лишенная ореола Иерусалима времен Понтия Пилата и мистики похождения Воланда с его весёлой шайкой, оказалась такой современной, отразившей происходящее в нашей стране.
Чего стоит, например, экспромт пролетарского поэта Бездомного во время судилища над писателем:
Или когда немецкий профессор спрашивает главного героя, чью пьесу сняли с постановки, а его самого уволили из Союза писателей:
Действительно, сейчас ощущение, словно воскрес Homo Soveticus. А может он и не умирал, а лишь прятался до времени? Ведь всё это снято во времена, когда у нас снова запрещают «неправильные» книги и снимают с постановки «неугодные» пьесы.
А вот размышления главного героя:
Это в полной мере можно отнести не только к писателям, но и к пасторам, к проповедникам. Одни оказались ненастоящими, другие — погибли.
В общем, если вы ещё не видели эту экранизацию, советую посмотреть. Это лучший фильм, что я видел за последнее время.
Я стараюсь не смотреть фильмы, снятые по произведениям, которые люблю. Чтоб не разочаровываться. Ведь почти всегда получается совсем не то, что представляешь, читая их. Особенно, если фильмы сняты «по мотивам» любимых произведений. Такое кино чаще всего вызывает раздражение из-за коверкания этих книг.
Но недавно я увидел исключение из этого правила. Им оказался фильм «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова является одним из кирпичиков, из которых я состою. Но могу сказать, что новая экранизация – на уровне гениальной книги.
Помимо двух линий книги — истории Иешуа Га-Ноцри и Москвы 30-х годов — авторы сценария создали третью линию. При этом она так органично вошла в сюжет, словно изначально там была. Именно эта третья линия, лишенная ореола Иерусалима времен Понтия Пилата и мистики похождения Воланда с его весёлой шайкой, оказалась такой современной, отразившей происходящее в нашей стране.
Чего стоит, например, экспромт пролетарского поэта Бездомного во время судилища над писателем:
Зачем нам рай?
Мы поедем в Крымский край!
Или когда немецкий профессор спрашивает главного героя, чью пьесу сняли с постановки, а его самого уволили из Союза писателей:
— За что же с вами так?
— За то, что ещё вчера было можно, а сегодня уже нельзя. Новая страна, новые правила.
— А люди новые?
— Новые люди — это всего лишь забытые старые.
Действительно, сейчас ощущение, словно воскрес Homo Soveticus. А может он и не умирал, а лишь прятался до времени? Ведь всё это снято во времена, когда у нас снова запрещают «неправильные» книги и снимают с постановки «неугодные» пьесы.
А вот размышления главного героя:
Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был ненастоящий. А если настоящий замолчит — погибнет.
Это в полной мере можно отнести не только к писателям, но и к пасторам, к проповедникам. Одни оказались ненастоящими, другие — погибли.
В общем, если вы ещё не видели эту экранизацию, советую посмотреть. Это лучший фильм, что я видел за последнее время.
ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ
Я был удивлен, что до сих пор некоторые верующие видят бесовщину в романе Булгакова. Думал, подобная «демонология» осталась в прошлом. Поэтому хочу дополнить свой предыдущий пост.
Писание показывает, что тьма нередко принимает вид Ангела света. Также и Свет иногда воспринимали за одержимость. Следовательно, важно уметь заглянуть за оболочку, а не судить лишь по внешним признакам. Не всё, что с рогами, является дьяволом. Рогатым может быть и просто бык, и Моисей, изваянный рукой Микеланджело.
Когда Иисуса обвиняли в том, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского, Он ответил так:
Не может сатана бороться с сатаной! Не может веельзевул изгонять бесов!
Роман Булгакова — это яркая сатира на безбожную, демоническую советскую систему. Писатель показал жестокость и абсурдность советской бюрократии, лицемерие общественных и культурных деятелей, а также утрату духовных ценностей.
Этот роман словно говорит читателям: настоящая тьма — в завистливых сердцах, в предательстве друзей, в карьеристах, которые уничтожают всё живое. Вот где нужно искать сатану, а не в Воланде. Воланд в романе скорее является неким воздаянием тем, кто погряз в лицемерии и сребролюбии.
Ну а диалоги Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри о справедливости и предназначении указывают на то, что было в те времена многими забыто, — на тему духовных поисков и моральных дилемм.
Поэтому безбожная советская система сделала всё, чтобы запретить этот роман. Лишь спустя 30 лет после смерти автора это произведение опубликовали. И то — в урезанном виде. А полный текст стал доступен лишь во время Перестройки.
Конечно, Булгаков не рисует образы Мастера и Маргариты идеальными. Он не святых изображает, а показывает, что чувствует человек, окруженный лицемерами, карьеристами и предателями.
Но этот роман и не претендует на роль «Учебника истины». Это не религиозная литература, а художественное произведение. Оно больше ставит вопросы, ответы на которые мы должны найти сами.
В конце повторю вопрос Христа:
Если бы этот роман был сатанинским, то сатана боролся бы сам с собой. А это, следуя словам Христа, невозможно.
Неслучайно разные исследователи и священники видели в этом романе христианские ценности и побуждение к духовным поискам. Именно поэтому роман «Мастер и Маргарита» многих вдохновил впервые прочесть Евангелие. Дерево узнаётся по плодам!
Поэтому сегодня, когда в нашей стране предпринимаются попытки вернуться в прошлое, новая экранизация Михаила Локшина оказалась такой актуальной!
Виктор Судаков
Я был удивлен, что до сих пор некоторые верующие видят бесовщину в романе Булгакова. Думал, подобная «демонология» осталась в прошлом. Поэтому хочу дополнить свой предыдущий пост.
Писание показывает, что тьма нередко принимает вид Ангела света. Также и Свет иногда воспринимали за одержимость. Следовательно, важно уметь заглянуть за оболочку, а не судить лишь по внешним признакам. Не всё, что с рогами, является дьяволом. Рогатым может быть и просто бык, и Моисей, изваянный рукой Микеланджело.
Когда Иисуса обвиняли в том, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского, Он ответил так:
Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? (Мат.12:24-26).
Не может сатана бороться с сатаной! Не может веельзевул изгонять бесов!
Роман Булгакова — это яркая сатира на безбожную, демоническую советскую систему. Писатель показал жестокость и абсурдность советской бюрократии, лицемерие общественных и культурных деятелей, а также утрату духовных ценностей.
Этот роман словно говорит читателям: настоящая тьма — в завистливых сердцах, в предательстве друзей, в карьеристах, которые уничтожают всё живое. Вот где нужно искать сатану, а не в Воланде. Воланд в романе скорее является неким воздаянием тем, кто погряз в лицемерии и сребролюбии.
Ну а диалоги Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри о справедливости и предназначении указывают на то, что было в те времена многими забыто, — на тему духовных поисков и моральных дилемм.
Поэтому безбожная советская система сделала всё, чтобы запретить этот роман. Лишь спустя 30 лет после смерти автора это произведение опубликовали. И то — в урезанном виде. А полный текст стал доступен лишь во время Перестройки.
Конечно, Булгаков не рисует образы Мастера и Маргариты идеальными. Он не святых изображает, а показывает, что чувствует человек, окруженный лицемерами, карьеристами и предателями.
Но этот роман и не претендует на роль «Учебника истины». Это не религиозная литература, а художественное произведение. Оно больше ставит вопросы, ответы на которые мы должны найти сами.
В конце повторю вопрос Христа:
Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
Если бы этот роман был сатанинским, то сатана боролся бы сам с собой. А это, следуя словам Христа, невозможно.
Неслучайно разные исследователи и священники видели в этом романе христианские ценности и побуждение к духовным поискам. Именно поэтому роман «Мастер и Маргарита» многих вдохновил впервые прочесть Евангелие. Дерево узнаётся по плодам!
Поэтому сегодня, когда в нашей стране предпринимаются попытки вернуться в прошлое, новая экранизация Михаила Локшина оказалась такой актуальной!
Виктор Судаков
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)