К основному контенту

Толстой о войне

Лев Николаевич Толстой был одним из самых ярких мыслителей, размышлявших о войне. Его отношение к этому явлению прошло сложную эволюцию: от личного опыта участника военных действий до полного отрицания войны как нравственного явления.

1. Личный опыт войны

Толстой участвовал в Кавказской войне и Крымской войне (включая оборону Севастополя). Этот опыт оказал на него сильное влияние. Его ранние произведения, такие как «Севастопольские рассказы» (1855), описывают войну без романтизации, подчёркивая её жестокость, хаос и страдания. Он показывает, как люди в условиях войны раскрывают свои слабости, страхи, но иногда и проявляют высшую доблесть.

2. Критика войны в «Войне и мире»

В романе «Война и мир» Толстой описывает наполеоновские войны, сосредотачиваясь на их бессмысленности и хаотичности. Он подчёркивает, что исторические события часто зависят не от великих полководцев, а от множества мелких случайностей и действий простых людей. Полководцы и правители в произведении изображаются как люди, обманутые иллюзиями собственной власти.

Толстой также показывает контраст между величием человеческой жизни и разрушениями, которые несёт война. Он пишет, что война — это проявление человеческого безумия и тщеславия.

3. Философское отрицание войны

Со временем Толстой стал убеждённым пацифистом. В поздние годы он резко осуждал войну, считая её аморальной. В своих эссе, таких как «Христианство и патриотизм» и «Царство Божие внутри вас», он утверждал, что война противоречит христианским заповедям любви и непротивления злу. Для Толстого война — это всегда проявление насилия, от которого страдают простые люди, в то время как элиты используют её для удовлетворения своих амбиций.

4. Противопоставление патриотизма и гуманизма

Толстой критиковал патриотизм, видя в нём одну из главных причин войн. Он считал, что привязанность к нации или государству порождает разделение между людьми, тогда как истинные человеческие ценности должны быть универсальными — основанными на любви, равенстве и свободе.

5. Моральный урок

Взгляды Толстого на войну можно свести к простому принципу: насилие не может быть оправдано ни в каком виде. Он призывал к мирному сопротивлению злу, вдохновляя будущих лидеров ненасильственного сопротивления, таких как Махатма Ганди.

Таким образом, война для Толстого — это не только социальное явление, но и глубоко нравственная проблема, которая затрагивает суть человеческой природы.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, ...

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном ...