5 стадий принятия неизбежного, изменений и управленческих решений
5 стадий принятия неизбежного, изменений и управленческих решений
Прежде чем ты изменишься, что-то невероятно для тебя важное должно оказаться под угрозой.
Ричард Бах. Карманный справочник Мессии
Большинство из нас со страхом смотрит в лицо переменам. Новая реальность – будь то изменение стратегии компании, системы оплаты труда, планируемые сокращения, — вызывают у нас тревогу, так же как и неожиданно поставленный диагноз, выяснившийся при плановом профилактическом осмотре. «Градус» эмоций, конечно, отличается, а вот их спектр практически одинаков. От первоначального шока: «Нет, со мной этого не может случиться!» до принятия неизбежности: «Ну что же, нужно начинать жить по-другому». Почему так?
Это вполне объяснимо человеческой природой. Изменения несут для нас угрозы различных потерь:
- стабильности;
- контроля над ситуацией;
- статуса;
- компетенции;
- карьерных возможностей;
- денег;
- социальных связей;
- рабочего места и т.п.
А на потери, даже потенциальные, люди реагируют прежде всего эмоционально, включая защитные механизмы.
Такой базовый защитный механизм хорошо известен под названием 5 стадий реагирования на изменения по Э. Кюблер-Росс. Выдающийся психолог когда-то описала в своей культовой книге «О смерти и умирании» («On Death and Dying», 1969) эмоциональные реакции тяжело больных и умирающих людей, и выделила 5 ключевых стадий эмоционального реагирования:
Почти такие же стадии проходят люди в своих эмоциональных реакциях, столкнувшись с необходимостью адаптации к новой реальности. В каком-то смысле, изменения – это смерть существующего положения дел. Как писал Анатоль Франс: «В каждой перемене, даже в самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаёмся, есть часть нас самих. Нужно умереть для одной жизни, чтобы войти в другую».
Давайте рассмотрим поведение людей и возможные действия руководства на каждой стадии.
1. Отрицание
На начальном этапе отрицания люди, как правило, боятся, что изменения будут негативными для них лично: «Это может быть нужно компании, но это не нужно мне! У меня есть стабильные и привычные обязанности». Отрицание может проявляться в том, что:
- люди не приходят на собрания, посвященные проекту изменений, под любыми удобными предлогами;
- они не участвуют в обсуждениях;
- они равнодушны или демонстративно заняты рутинно-бюрократическими обязанностями.
Что можно сделать на этом этапе:
- предоставить максимально возможное количество информации по различным каналам коммуникации о целях и причинах изменений;
- дать людям время для понимания изменений;
- стимулировать обсуждения и участие людей.
2. Гнев
Именно на этом этапе важно понимать, что гнев у людей вызывают не изменения сами по себе, а те потери, которые они несут за собой: «Это несправедливо! Нет! Я не могу это принять!»
В результате сотрудники на этом этапе могут:
- бесконечно жаловаться вместо того, чтобы работать;
- впадать в обвинения и критику;
- раздражаться больше обычного, цепляться к мелочам.
На самом деле открыто выражаемый гнев указывает на вовлеченность людей, и это хорошо! Это возможность для менеджеров дать сотрудникам «выпустить пар» сильных эмоций, и, в то же время, проанализировать высказываемый скептицизм и сомнения – они могут оказаться небеспочвенными.
Некоторые рекомендации на этом этапе:
- сначала выслушайте людей, не стараясь их разубедить, признайте их чувства;
- предложите способы восполнения потерь, которых боятся сотрудники, например, дополнительное обучение, переквалификация, гибкий график и т.д.;
- поощряйте людей направлять рабочую энергию на реализацию изменений вместо критики и пустословия;
- пресекайте откровенный саботаж, но не отвечайте агрессией на агрессию.
3. Торг
Это попытка отложить неизбежное. Мы пытаемся «заключить сделку» с руководством или с собой, чтобы отдалить перемены или найти выход из ситуации: «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни?» Например, сотрудник начинает работать сверхурочно, пытаясь избежать грядущего сокращения.
Торг – это признак того, что люди уже начинают смотреть в сторону будущего. Они еще не расстались со своими страхами, но уже ищут новые возможности и идут на переговоры.
- направлять энергию людей в позитивное русло, не отвергать их идеи;
- стимулировать мозговые штурмы, стратегические сессии;
- помогать сотрудникам оценить их карьеру и открывающиеся возможности по-новому.
4. Депрессия
Если предыдущая стадия имеет негативный исход, люди будут находиться в состоянии подавленности, депрессии, неуверенности в будущем и отсутствия энергии: «К чему попытки? Всё равно это ни к чему хорошему не приведет». В данном случае под депрессией мы понимаем защитную реакцию, а не психическое расстройство.
В компании признаками депрессии являются:
- общее настроение апатии;
- увеличение больничных и отсутствий на рабочем месте;
- повышение текучести персонала.
- признать существующие сложности и проблемы;
- устранить оставшиеся страхи, сомнения и нерешительность;
- помочь людям выйти из депрессивного состояния, поддержать любые попытки активных действий и обеспечить положительную обратную связь;
- показать сотрудникам личный пример вовлеченности в проект изменений;
5. Принятие
Хотя это финальная стадия, руководителям необходимо понимать, что принятие не обязательно означает согласие. Люди понимают, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, и начинают оценивать перспективы: «Ладно, пора работать. Давайте подумаем над возможными вариантами и решениями». Часто принятие наступает после первых краткосрочных результатов. Можно увидеть проявления этой стадии в том, что сотрудники:
- готовы учиться новому;
- вкладывают силы в то, чтобы изменения заработали;
- чувствуют себя вовлеченными и вовлекают других.
Для достижения результатов на этой стадии необходимо:
- усиливать и подкреплять новые модели поведения;
- награждать за успехи и достижения;
- развивать и ставить новые задачи.
Конечно же, в реальности люди не всегда проходят все стадии последовательно. Более того, не все приходят к стадии принятия. Но руководители и лидеры изменений в организациях, знающие эту эмоциональную динамику, имеют целый ряд преимуществ:
- понимают, что сопротивление – это нормально.
- осознают, на какой стадии сопротивления находятся люди, и каких реакций можно ожидать дальше.
- испытывают облегчение от понимания того, что их собственные реакции и чувства нормальны, и не являются признаками слабости.
- могут разработать и реализовать соответствующие действия для быстрого и эффективного прохождения этих стадий.
Успешных Вам изменений!
Эксперт по эмоциональному интеллекту: Елена Елисеева
Полное собрание материалов в электронном пособии «Управление изменениями. Обзор методов и инструментов» вы можете получить бесплатно, заполнив форму.
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)