К основному контенту

Развернутое и детальное толкование что такое лоза и ветви

ВИНОГРАД НА МАСЛИНЕ 
В одной группе зашла речь про маслину и корень в Рим.11:17-18 (и вокруг). Прозвучало уже привычное толкование — что, мол, корень Христос, а мы ветви. И, вроде бы все верно, возразить нечего. Да и сам Христос говорил об этом (Ин.15). Но уж очень на белочку похоже... И ладно бы, это была случайность. Подобное толкование встречаю довольно часто. 
Проблема в том, что Рим.11 и Ин.15 — это разные тексты. 
Сначала о том, почему эти образы нельзя соединять.

Различия в образах 

Каждый образ существует в своем контексте. Здесь же контексты разные. У Иоанна — рассуждения о том, как мы должны ежедневно пребывать во Христе. У Павла — рассуждение о взаимоотношении Израиля и народов. 
Можно предположить, что Павел решил развить образ, предложенный Иешуа. Но тогда зачем было менять сам образ и заменять виноградную лозу оливковым деревом? 

И другие детали:  

У Иоанна есть лоза и ветви, у Павла корень и ветви.  
У Иоанна противопоставляются родные ветви на лозе приносящие плод и не приносящие. У Павла ничего про плод, зато есть ветви природные и ветви дикие. 
Судьба отсеченного разная: у Иешуа — только один вариант — огонь, у Павла — некоторые будут привиты обратно.
Поэтому, для соединения образов поводов немного. Проще рассматривать эти образы как независимые друг от друга.  
Но если образ из Рим.11 не о пребывании во Христе то о чем?  

Ближайший контекст 

Все рассуждения в ближайших главах — о взаимоотношениях Израиля и народов в замысле Божием. В главе 11 рассматриваются 3 сущности: Израиль без веры, верный остаток, народы. Вводить дополнительные сущности в образ нет необходимости. 
Проблема, которая поднимается в этом контексте: гордость над корнем: «не ты корень держишь, а корень тебя» (17). Мы ничего не знаем, о том, чтобы в первой церкви была проблема превозношения верующих над Иешуа, но превозношение верующих друг над другом — это знакомая ситуация.  
Общий библейский контекст 
Если соединить виноград с маслиной в один образ сложно, то найти образы маслины в Библии нетрудно.
«Зеленеющею маслиною... именовал тебя Господь» (Иер.11:16), «расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины» (Ос.14:7).
Это слова об Израиле - народе Божием. 

Понимание образа

В Рим. 9-11 Павел размышляет о судьбе Израильского народа, который, в большей своей части, не принял Иешуа (впрочем, как и другие народы). Бог столько вложил в этот народ. Неужели Его замысел потерпел крах? Ответ: "Никак нет!" Бог продолжает созидать Свой народ. Теперь к нему присоединились и верующие из других народов. Этот созидаемый народ и показан в виде маслины. В этом образе раскрывается план Божий: 
В Израиле всегда был и есть верный остаток. 
Часть веток отломилось от верного народа. 
Среди оставшихся прививаются дикие. 
Часть родных отломившихся также привьются.  

Корень 

Что такое корень прямого указания в тексте нет. Павел, вероятно, считает, что это и так очевидно (нам бы его уверенность!). Но, логично предположить, что корень — это то, что Бог заложил в самом начале созидания Своего народа. Это уже не ветви, которые могут отпасть, но часть дерева, которая неизменно является, его основанием: патриархи с их верой, верные судьи, священники и цари. Все то наследие, к которому присоединяются и народы и сами нынешние евреи.
Параллельно с образом корня и маслины, Павел использует еще и образ начатка и целого. Начаток — «апархе» — то, что идет впереди.  
* Христос — "начаток" в воскресении, за которым идем мы (1Кор.15:20-23), 
* первые уверовавшие в Ахаие — Епенет и семья Стефана — начаток Ахаии (Рим.16:5, 1Кор.16:15).  В этом контексте — патриархи и верные слуги Божии в истории Израиля — мне кажутся лучшим пониманием образа. Они начаток и корень.

Итог

Итак, есть Божий замысел о созидании Своего народа. В основании народа находятся герои веры. Нынешняя же часть ветвей отломилась. Но это не конец истории. Божий замысел продолжается. Между оставшимися прививаются дикие ветви, получая те же соки веры и откровения. Но и часть отломившихся ветвей будет привита обратно, так что: «Весь Израиль спасётся» (26). 
А Христос? Он лоза для всех нас. Просто, здесь не об этом.  

--- 
Больше публикаций в Телеграмме:
Еврейский акцент: https://t.me/jew_accent

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, Слуга и пастырь-богослов, Вещал нам горнего

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном