ВИНОГРАД НА МАСЛИНЕ
В одной группе зашла речь про маслину и корень в Рим.11:17-18 (и вокруг). Прозвучало уже привычное толкование — что, мол, корень Христос, а мы ветви. И, вроде бы все верно, возразить нечего. Да и сам Христос говорил об этом (Ин.15). Но уж очень на белочку похоже... И ладно бы, это была случайность. Подобное толкование встречаю довольно часто.
Проблема в том, что Рим.11 и Ин.15 — это разные тексты.
Сначала о том, почему эти образы нельзя соединять.
Различия в образах
Каждый образ существует в своем контексте. Здесь же контексты разные. У Иоанна — рассуждения о том, как мы должны ежедневно пребывать во Христе. У Павла — рассуждение о взаимоотношении Израиля и народов.
Можно предположить, что Павел решил развить образ, предложенный Иешуа. Но тогда зачем было менять сам образ и заменять виноградную лозу оливковым деревом?
И другие детали:
У Иоанна есть лоза и ветви, у Павла корень и ветви.
У Иоанна противопоставляются родные ветви на лозе приносящие плод и не приносящие. У Павла ничего про плод, зато есть ветви природные и ветви дикие.
Судьба отсеченного разная: у Иешуа — только один вариант — огонь, у Павла — некоторые будут привиты обратно.
Поэтому, для соединения образов поводов немного. Проще рассматривать эти образы как независимые друг от друга.
Но если образ из Рим.11 не о пребывании во Христе то о чем?
Ближайший контекст
Все рассуждения в ближайших главах — о взаимоотношениях Израиля и народов в замысле Божием. В главе 11 рассматриваются 3 сущности: Израиль без веры, верный остаток, народы. Вводить дополнительные сущности в образ нет необходимости.
Проблема, которая поднимается в этом контексте: гордость над корнем: «не ты корень держишь, а корень тебя» (17). Мы ничего не знаем, о том, чтобы в первой церкви была проблема превозношения верующих над Иешуа, но превозношение верующих друг над другом — это знакомая ситуация.
Общий библейский контекст
Если соединить виноград с маслиной в один образ сложно, то найти образы маслины в Библии нетрудно.
«Зеленеющею маслиною... именовал тебя Господь» (Иер.11:16), «расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины» (Ос.14:7).
Это слова об Израиле - народе Божием.
Понимание образа
В Рим. 9-11 Павел размышляет о судьбе Израильского народа, который, в большей своей части, не принял Иешуа (впрочем, как и другие народы). Бог столько вложил в этот народ. Неужели Его замысел потерпел крах? Ответ: "Никак нет!" Бог продолжает созидать Свой народ. Теперь к нему присоединились и верующие из других народов. Этот созидаемый народ и показан в виде маслины. В этом образе раскрывается план Божий:
В Израиле всегда был и есть верный остаток.
Часть веток отломилось от верного народа.
Среди оставшихся прививаются дикие.
Часть родных отломившихся также привьются.
Корень
Что такое корень прямого указания в тексте нет. Павел, вероятно, считает, что это и так очевидно (нам бы его уверенность!). Но, логично предположить, что корень — это то, что Бог заложил в самом начале созидания Своего народа. Это уже не ветви, которые могут отпасть, но часть дерева, которая неизменно является, его основанием: патриархи с их верой, верные судьи, священники и цари. Все то наследие, к которому присоединяются и народы и сами нынешние евреи.
Параллельно с образом корня и маслины, Павел использует еще и образ начатка и целого. Начаток — «апархе» — то, что идет впереди.
* Христос — "начаток" в воскресении, за которым идем мы (1Кор.15:20-23),
* первые уверовавшие в Ахаие — Епенет и семья Стефана — начаток Ахаии (Рим.16:5, 1Кор.16:15). В этом контексте — патриархи и верные слуги Божии в истории Израиля — мне кажутся лучшим пониманием образа. Они начаток и корень.
Итог
Итак, есть Божий замысел о созидании Своего народа. В основании народа находятся герои веры. Нынешняя же часть ветвей отломилась. Но это не конец истории. Божий замысел продолжается. Между оставшимися прививаются дикие ветви, получая те же соки веры и откровения. Но и часть отломившихся ветвей будет привита обратно, так что: «Весь Израиль спасётся» (26).
А Христос? Он лоза для всех нас. Просто, здесь не об этом.
---
Больше публикаций в Телеграмме:
Еврейский акцент: https://t.me/jew_accent
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)