ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ
Я был удивлен, что до сих пор некоторые верующие видят бесовщину в романе Булгакова. Думал, подобная «демонология» осталась в прошлом. Поэтому хочу дополнить свой предыдущий пост.
Писание показывает, что тьма нередко принимает вид Ангела света. Также и Свет иногда воспринимали за одержимость. Следовательно, важно уметь заглянуть за оболочку, а не судить лишь по внешним признакам. Не всё, что с рогами, является дьяволом. Рогатым может быть и просто бык, и Моисей, изваянный рукой Микеланджело.
Когда Иисуса обвиняли в том, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского, Он ответил так:
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мат.12:24-26).
Не может сатана бороться с сатаной! Не может веельзевул изгонять бесов!
Роман Булгакова — это яркая сатира на безбожную, демоническую советскую систему. Писатель показал жестокость и абсурдность советской бюрократии, лицемерие общественных и культурных деятелей, а также утрату духовных ценностей.
Этот роман словно говорит читателям: настоящая тьма — в завистливых сердцах, в предательстве друзей, в карьеристах, которые уничтожают всё живое. Вот где нужно искать сатану, а не в Воланде. Воланд в романе скорее является неким воздаянием тем, кто погряз в лицемерии и сребролюбии.
Ну а диалоги Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри о справедливости и предназначении указывают на то, что было в те времена многими забыто, — на тему духовных поисков и моральных дилемм.
Поэтому безбожная советская система сделала всё, чтобы запретить этот роман. Лишь спустя 30 лет после смерти автора это произведение опубликовали. И то — в урезанном виде. А полный текст стал доступен лишь во время Перестройки.
Конечно, Булгаков не рисует образы Мастера и Маргариты идеальными. Он не святых изображает, а показывает, что чувствует человек, окруженный лицемерами, карьеристами и предателями.
Но этот роман и не претендует на роль «Учебника истины». Это не религиозная литература, а художественное произведение. Оно больше ставит вопросы, ответы на которые мы должны найти сами.
В конце повторю вопрос Христа:
«Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?»
Если бы этот роман был сатанинским, то сатана боролся бы сам с собой. А это, следуя словам Христа, невозможно.
Неслучайно разные исследователи и священники видели в этом романе христианские ценности и побуждение к духовным поискам. Именно поэтому роман «Мастер и Маргарита» многих вдохновил впервые прочесть Евангелие. Дерево узнаётся по плодам!
Поэтому сегодня, когда в нашей стране предпринимаются попытки вернуться в прошлое, новая экранизация Михаила Локшина оказалась такой актуальной!
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)