К основному контенту

История пастора Нимёлера - исцеление от заблуждений и ошибок прошлого


ТЯЖКИЙ ГРУЗ ВЕКОВ, повторение ошибок.

Поистине историческое и, как оказалось, вечно актуальное значение уже давно обрело мудрое и печальное высказывание: 
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за членами профсоюза, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». 

Группы репрессируемых, в разных версиях того же высказывания, варьировались: сюда включались и католики, и Свидетели Иеговы, и инвалиды, и оккупированные страны. Споры о том, какая версия наиболее точная,  ведутся до сих пор. 
Но суть дела не в этой конкретике, а, безусловно, в ее универсальном пафосе. Но не менее важными представляются судьба и взгляды автора высказывания, о котором граждане знают, в лучшем случае, что это германский протестант, пастор Мартин Нимёллер (1892-1984), таким образом сформулировавший необходимость сопротивления нацизму.           
В годы 1-ой мировой войны Нимёллер был заслуженным офицером германского подводного флота. Он отличался националистическими взглядами, и в 1920 г. служил офицером в Добровольческом корпусе. В 1924 г. его рукоположили; боевые заслуги, национализм, личное мужество, харизматичность и лидерские качества позволили ему стать пастором в лютеранской церкви Иисуса Христа в пригороде Берлина, Далеме – этот приход считался самым влиятельным в Германии. Нимёллер быстро стал одним из протестантских лидеров страны и получил известность далеко за пределами Германии.
И уже в 1924 г. он симпатизировал наци. В 1933 г., он как раз опубликовал книжку «Из подводной лодки на кафедру», которую писал «в годы тьмы» – в течение четырнадцати лет существования Веймарской республики» – приход нацистов к власти он охарактеризовал как «национальное возрождение» и неоднократно в проповедях хвалил нацизм. 
Но практика нацизма, политика в отношении разных групп населения и Церкви скоро заставили его изменить взгляды. Уже в 1933 г. он организовал Чрезвычайную пастырскую лигу как альтернативу официальным протестантским структурам, чье руководство отождествляло себя с нацистами.  Лига стала основой Исповеднической церкви, одной из ведущих сил, противостоящих нацистам в Германии. В 1934 г. Нимёллер на встрече протестантских лидеров с Гитлером в ответ на слова фюрера, что ему можно доверить попечение немецкого народа, заявил, что «ни Вы, никакая сила в этом мире не может отнять у христиан и Церкви ответственности за народ, которую возложил на нас сам Бог». В дальнейшем Нимёллер открыто и публично критиковал Гитлера. Он  стремился показать, что его оппозиция носит лояльный характер, но Гитлер не прощал ему критики. Нимёллера четырежды арестовывали в период 1934-38 г. В мае 1936 г. Нимёллер и еще 10 членов Исповеднической церкви подписали меморандум, где нацистский режим обвинялся в расизме, гонениях, организации концлагерей, нападках на Церковь. В июле 1937 г. текст просочился (не по воле Нимёллера) в одну из швейцарских газет. Нимёллера обвинили в нарушении закона Бисмарка о запрете обсуждать государственные дела на религиозных собраниях, арестовали и поместили в Моабитскую тюрьму, где продержали до февраля 1938 г. После допросов его освободили,  но тут же по приказу Гитлера снова арестовали и отправили в Заксенхаузен, потом в Дахау. Он пережил несколько лагерей и был освобожден в 1945 г. 
В своем сопротивлении нацизму Нимёллер отстаивал общечеловеческое достоинство и дух истинного христианства, как его понимала Исповедническая церковь, против насаждаемого «арийского христианства». Но, естественно, не может не возникнуть вопрос, какое место в системе человеческих и религиозных ценностей, которые отстаивал Нимёллер с соратниками, занимало еврейство – главный враг Германии и мира, в соответствии с нацистской идеологией, и главная мишень нацистов. И тут мы сталкиваемся с серьезными проблемами. 
В меморандуме 1936 г., уже после принятия Нюрнбергских законов, в разгар антиеврейской политики, о евреях не упомянуто ни слова. В нем призывалось любить ближнего, но осуждения христианского антисемитизма не содержалось. И это не случайно: даже боровшимся против гитлеризма искренне верующим германским протестантам (как и другим ветвям христианства) было крайне сложно избавиться от антииудаизма, заложенного в самых теологических основах христианства, и подхваченного Лютером у средневекового христианства. Да, встречались в 20-х и 30-х годах ХХ в. христиане, значительно опередившие свое время и мыслившие вполне в духе послевоенной, радикально изменившейся христианской теологии иудаизма, но их буквально можно пересчитать по пальцам. Подавляющая масса даже прогрессивно мыслящих христиан, категорически отвергающих нацистскую идеологию, как таковую, находились по-прежнему в плену антииудаизма. Отличие, хотя и очень существенное, христиан Исповеднической церкви от пронацистских «немецких христиан» состояло в том, что они не разделяли и отвергали расовый подход нацизма. Для них евреи были такие же люди, как и любые неевреи, и теоретически преследование по расовому признаку, также как по признаку социальных групп, было для них неприемлемо. Так, вероятно, и следует рассматривать формулу Нимёллера, где имплицитно содержится призыв защищать всякую группу от гонений, без их особой дифференциации – и профсоюзы, и евреев, и коммунистов.
Но проблема заключалась в том, что антииудаизм – религиозное отвержение еврейской религии – с самой древности неизбежно обретал и этнический, антисемитский  компонент, в силу неразрывного этно-конфессионального характера иудаизма. И потому отдельного призыва к защите евреев – «врагов рода человеческого», «богоубийц», согласно средневековым определениям – в своих обращениях лидеры Исповеднической церкви не практиковали, даже после начала массовых репрессий. Мало того, свое неизменно отрицательное отношение к иудаизму и «иудеям» они продолжали декларировать.
Религиозная позиция Нимёллера с началом его антинацистской деятельности и с началом войны никак не изменилась. Его видение еврейства базировалось на той же антииудейской, а, по существу, антисемитской мифологии. Нимёллер периодически защищал евреев – но только евреев крестившихся, переставших, согласно христианской доктрине, таковыми быть. В октябре 1933 г., на Прусском синоде Исповеднической церкви 1934 г., он выражал братскую любовь  к христианам из евреев, но эта любовь никак не распространялась на евреев-иудеев. Однако даже поддержка евреев-христиан давалась ему с трудом. Он сам честно признавал, что его защита крестившихся евреев была несколько вымученной, поскольку носила для него скорее  «библейский, экклезиастический и теологический, чем этический или гуманитарный» характер. В ноябре 1933 г. он отметил, что поддерживать евреев, даже крестившихся, было ему неприятно. Мало того, в том же году он ратовал за создание отдельной протестантской церкви для крещеных евреев. На процессе 1938 г. он заявил в свою защиту, что даже крещеные евреи «враждебны и чужды ему по духу». Тот факт, что Бог открыл Себя в еврее Иисусе, для Нимёллера был «болезненным и тяжким камнем преткновения, который приходится принять».
Историки отмечают лишь два случая, когда в 1933 и 1935 гг. Нимёллер мягко призвал прихожан любить ближнего, будь он христианин или иудей; в остальных случаях он публично не высказывался о положении и судьбе иудеев. Да и свою знаменитую формулу о необходимости защиты евреев, в числе других, он обнародовал уже после войны, в 1946 г. Программные же религиозные установки Нимёллера прямо отражает проповедь от 23 августа 1935 г.,за три недели до принятия Нюрнбергских законов: еврейская история «темная и мрачная»; еврейский народ уподобляется «вечному ж-ду» и «не может ни жить, ни умереть, будучи проклятым». Это высокоодаренный народ, несущий идею блага для всего мира, но он отравляет все, к чему прикасается.  Все, чего добился еврейский народ, – это осуждения и ненависти, поскольку мир видит его обман и мстит ему. Евреи не избавятся от страданий, пока не обратятся в христианство; еврейские страдания служат доказательством того, что Иисус есть Бог; евреи прокляты, поскольку «возвели Христа-Бога на крест», на них – непрощенный кровавый грех их отцов, кровь праведников и пророков. 
Проповедь Нимёллера, молчание относительно гонимых евреев и  его публичные заявления, что он неохотно защищает даже христиан из «неарийцев», конечно же, способствовали  нацистам в антиеврейских репрессиях, даже если он неизменно осуждал нацистов за репрессии в общем смысле. 
Проповедь Нимёллера практически повторяет соответствующие идеи отца средневековой христианской теологии иудаизма бл. Августина, а в ряде мест и пересекается с речами Геббельса. В то самое время, когда нацисты поносили  евреев как дьявольский и проклятый народ, выдающийся харизматический лидер антинацистского протестантского сопротивления фактически делал то же самое. В той или иной мере это касалось, увы, и других деятелей Исповеднической церкви, в т.ч. выдающегося исповедника и теолога, несгибаемого борца с нацистами Дитриха Бонхёффера, казненного в Берлине в 1945 г. 
Но отменяет ли подобная позиция германских протестантов, боровшихся с нацизмом, их мужество и подвиг? Думается, что нет. Они были верными, искренними  носителями религиозной идеологии, уходящей корнями в средневековые парадигмы, освободиться от пут которых внутренне крайне сложно. Это не их вина – это их беда. Беда не только немецких протестантов, и не только первой половины 20 в., но и любой современной религиозной ортодоксии, цепко держащейся тех средневековых моральных, этических, этнических норм, которые вопиющим образом противоречат современному пониманию гуманизма и морали. Это вообще огромная и труднорешаемая проблема – верность религиозным корням. И Мартин Нимёллер, деятели Исповеднической церкви, героически боровшиеся против нацизма, заслуживают глубокого признания и уважения, вопреки всем своим тяжким заблуждениям. Что не мешает нам глубоко задуматься.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, Слуга и пастырь-богослов, Вещал нам горнего

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.