К основному контенту

Пастор и его роли в европейской церкви

1. Пастороцентричность и деньги (ресурсы) 

Конечно, этот тезис никак не связан с тем, что пастыри, тем более лидеры, это плохо. Кто-то не забудет упомянуть тот факт, что пастырей-де ставит Бог. Но этот тезис не связан ни с 1 Кор. 12:28, ни с Еф. 4:11. Сам Иисус говорит о том, что нивы (по сути всегда) белее снега. Когда я говорю, что пастыри стоят в центре, я имею в виду то, что в современном европейском и североамериканском протестантизме институт пасторства блокирует институт общего священства. Именно "пасторы" проповедуют, пасторы совершают таинства (крещение и причастие), пасторы проводят собрания, совершают собеседования, занимаются посещениями и совершают похороны. 

Общее священство по сути парализовано. 

По сути церковь/община ожидает от пастора тех действий, которые бы она смогла совершать сама, но... не хочет. Причины могут быть разными. Но современная модель пасторства связана с тем ожиданием, что пастор делает то, на что у нас нет времени. Он-де совершенный христианин. Он - это мы, но в одном лице. Или же: он выполняет представительскую функцию, как один из семи ангелов из книги  Откровения.  Если у нас есть какой-то городской проект, нас представляет пастор. Если нас приглашает мэр, туда идет пастор и пр. 

Кто-то может корректно возразить, что пастор все же выполняют функцию знатока Писаний. И тут я с вами будут совершенно согласен! Но зачем тогда называть пастырей пастырями? Пусть он будет учителем или миссионером. Даже проповедником. Но не стоит перекладывать на него все задачи. Но почему пастырь? И почему он должен делать все?

У пасторов, который учились в семинарии есть масса достоинств, но есть один очень конкретный недостаток. Со временем мы (особенно после семинарии) теряем миссионерский и пророческий дух. Что-то вроде азарта. 

То, что в идеале определяет неофита, замещается антиподом -  пастором, который работает уже не за идею, а за зарплату. Сами посудите: пасторы сами должны чаще всего придумывать себе повестку и программу работы:  я открыл глаза, встал, почистил зубы и думаю, что тут нужно кого-то посетить, тут набросать программу, подготовиться к проповеди, поехать на региональную встречу (посиделки с другими коллегами и перемалывание чего-либо - это то, что забирает массу времени и является бюрократическим пшиком). Особенно это касается посещений и церковного управления. Вместо того, чтобы посещением занимались все в церкви (или же хотя бы члены домашней группы), пасторы (по крайней мере на западе)  все это делают сами, ибо за деньги. Ведь церковь нанимает пастора и ожидает, что он будет работать по контракту. 

Но со временем такой пастор перегорает. Община говорит ему, что он - образец духовной жизни. Но этот образец со временем понимает, что он должен поддерживать свой тонус образца в гордом одиночестве. Никто не спешит подниматься по лестнице нравственных заслуг. "Ты наш Моисей. Поднимайся на гору к Яхве, а мы тут постоим". 

Короче говоря: церковь сама создала социальный конструкт и договор: мы платим тебе деньги, а ты, вместо того, чтобы со своей семьей по субботам смотреть телевизор, работаешь над проповедью. "Захотел в апреле в отпуск? Нет, оставайся дома! У нас праздник". 

Если мои русско-язычные читатели думают, что так работает только на западе (немецкие церкви могут платить деньги), не обманывайтесь. Так или иначе однажды это в полной мере заработает и в России или, скажем, в Беларуси. Не суть. Но институт пасторства - это очень дорогое развлечение в западном христианстве. Есть пастор? Тогда есть церковь. Если же пастора нет, церковь со временем закрывается. Да, еще от православного я услышал шутку: если все баптистов перестрелять и уцелеет один, он точно откроет церковь. 

Но это тут не работает! 

В пору сказать, что я не собираюсь огульно критиковать всех и вся. Какой же выход? 

Я думаю, что будущее за маленькими церквями. Еще Павел писал, что все могут пророчествовать друг за другом. ВСЕ могут пророчествовать и... получать НАЗИДАНИЕ!  

Именно маленькие церкви были очагами миссионерской активности Павла. Там не собирали десятину на отопление. Лишь иногда время от времени помогали Павлу в его миссии и - конечно! - неимущим. И если сравнить траты домашней церкви Павла, поверьте, большая часть денег уходила не на московскую квартиру, а на помощь конкретным апостолам и бедным. 

Но могут ли такие церкви впасть в ересь? Что будет, если они останутся без профессиональных наставников? Я полагаю, что при современных пасторах или без них общины все равно и всегда будут впадать в ереси. Вообще, все современные ереси возникли благодаря как мирянам, так и пасторам-богословам. Богословское образование не является ни в коей мере защитой или вакциной от лжеучения. 

Маленькие церкви собирались вместе не для 50минутной проповеди. 

Они пророчествовали. 

Что это? Они просто изливали сердца и души. Они провозглашали. Молились об исцелении. Возлагали друг на друга свои руки. Перечисляли молитвенные нужды. ПРИЗНАВАЛИСЬ В СВОИХ ГРЕХАХ и СЛАБОСТЯХ (попробуй так сделать перед собранием в 80-100 голов), Просили Бога о духовной силе в СВИДЕТЕЛЬСТВЕ СЛОВА (это чуть ли не самое важное, ради чего они приходили на совместные встречи), делились ободрениями и ободряли друг друга. Это не были так называемые собрания onе-man-show. Они на самом деле пророчествовали друг за другом, направляя свой энтузиазм и радость в небеса.  Это был океан энтузиазма. И такие небольшие сообщества христиан росли, потому что на них размывались границы между богатыми и бедными, между рабами и их рабовладельцами. И там не было такой страшной зависимости от денег. Потому что пасторы - это дорого. 

И снова подчеркну: они все участвовали, и все получали НАЗИДАНИЕ.

И вот тут могли бы на сцене появится они. "Пасторы". Но назовем их "проповедники" или "учители". Те, кто "на зарплате". И не на каждую общину, но на регион!  Не нужно каждой общине получать учителя. Это дорого!

Они могли бы как Павел проводить учительские беседы. Вполне возможно, что Евтих (тот, кто выпал из окна во время лекции Павла о Ветхом Завете (Писаниях)) не смог внимательно следить за нитью рассуждений Павла и заснул. Ведь это уже не были пылкие речи и пророчества, которые проводили, например, коринфяне во время отсутствия учителя и апостола из Тарса. Это уже были лекции. И они балансировали обычные застольные беседы в домашних группах. 

И это то, что не хватает нам сегодня. Если европейское христианство вернется к домашним общинам, она осознает силу раннего христианства. Все будут царственными священниками, чтобы всем получать назидание.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, Слуга и пастырь-богослов, Вещал нам горнего

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном