К основному контенту

Неэффективное богословское образование - ещё одна проблема церквей в Европе

Продолжаем о церкви и ее кризисе в западной цивилизации. 

3. Образование. 

Если кто-то думает, что семинария - это конвейер по производству пасторов - глубоко заблуждается. Семинария (есть даже поговорка на английском языке) - это кладбище будущих пасторов. Самое интересное, что "нас предупреждали". Но мы не можем психологически переварить это. 

Нет-нет, не пытайтесь подумать, что все семинарии должны попасть под бан или анафему. Конечно, многие пасторы имеют богословское образование. Но нельзя снимать со счета тот факт, что многие будущие служители - люди, которые горят огнем служения - именно в семинарии хоронят свою мечту и видение служить для Царства Иисуса в качестве пастора или миссионера. 

И дело тут в том, как работает с нами информация. 

Для успешного становления служителя мы переворачиваем кое-какой тезис "вверх головой". Мы задаем себе неправильный вопрос: что нужно для становления эффективного лидера.

Попались! )) Вы задавали себе такой вопрос?

Вопрос однако должен быть таким: что нужно людям, какой им нужен лидер для их успешного роста в качестве одного нетворкинга (общины)? Знания? Ой-ли... Знания могут быть очень занимательны. Но если вы присмотритесь на самые большие и растущие церкви, то вы поймете, что такие общины (и их лидеры) предлагают прежде всего ПОМОЩЬ. 

Я это просто знаю. Когда проповедник организует общину он просто очень-очень много помогает. Он подвозит людей. Покупает им продукты. Разнимает дерущихся )) Он вдохновляет людей. Он пророчествует для них. Он окрыляет их. Как? Словами поддержки. И (наконец-то!) проповедями. 

И как не крути, а хорошо проповедовать не научит ни одна семинария за все три или четыре года. Ведь для этого нужны годы, хороший ментор-наставник, ворк-шопы, восприимчивость к критике и просто родная школа, когда у тебя был хороший проповедник перед глазами. 

И вот что еще.

Если вы пожелаете сегодня поменять профессию и получить образование (как я, например, из-за этой ужасной войны и пр.), вам не нужно учиться еще пять лет. Если, конечно, вы не желаете в будущем совершать операции на сердце. Если вы хотите стать тестировщиком сайтов, парикмахером, дизайнером или программистом, вам нужен хороший курс-интенсив или хотя бы два года занятий. В таком случае вы не будете получать лишние знания, чтобы зарабатывать деньги. К тому же ваш доход будет выше, чем доход у доцента в университете. Парадокс? 
Да!

Так вот, отметьте себе эту типологию.)) Что нужно будущему лидеру и проповеднику? Только практическая гомилетика, знание текста, экзегетика, несколько курсов по догматике и Библии и само душепопечение (забудьте про пасторское богословие - я вообще не понимаю что это такое за дисциплина) и желание самостоятельно учиться (без доли само-критики не обойтись). 

И что еще важно: постоянные контакты с другими проповедниками - некий "нетворкинг" с другими служителями. Вам не нужно изучать историю церкви, догматику, языки (только базис), психологию, евангелизацию, другие религии, и пр. Пускай это изучают будущие богословы, которые сами рискуют своим будущим (на одно место с фондом/зарплатой в универе претендует несколько десятков научных сотрудников). Что мне, например, на самом деле было нужно: хорошая проповедь и умелое владение техникой проведения душепопечительских бесед. И именно в этих сферах мне не хватало больше всего знаний. И тут как с тестировщиками сайтов или специалистами лечебной гимнастики. Тебе не нужно знать компьютер-сайенс, чтобы писать код для программы. Тебе нужно только знать язык программирования и несколько других вещей. И все это можно осилить за полгода или год. Плюс - практика. 

Но почему семинария служит могильщиком будущих служителей? Ответ прост: интенсивность и обязаловка обучения. И как енд-продакт: самолюбование. 

Если будущий проектировщик или специалист по тестировке сайтов берет себе в  программу обучения только то, что ему пригодиться для работы (и зарабатывания денег), то в академии все работает иначе. Человек берет себе в программу (а точнее ему дает деканат) то, что ему в ряд ли пригодиться в будущем. По сути, он мог бы это изучать факультативно. Но он обязан изучать это полностью и тратить свое время на то, что ему не пригодиться в жизни. То же самое с будущими пасторами.  

Во-вторых, человек учится без особой мотивации, когда ему нужно учить все. Зрелые люди, когда они меняют профессию (то есть, сознательно выбирают то, что им кажется весьма важным) более эффективны для компании, нежели молодые выпускники. Последние учатся пассивно и без мотивации, думая, что диплом о высшем образовании уже является допуском к любым компаниям мира. Но когда дело касается собеседования, на поверку оказывается, что они просто не могут решать ПРОБЛЕМУ. Они никогда не работали в практическо-прикладной сфере. А почему само-любование? Мы просто думаем, что общество (община/другие верующие) должно нас ценить только за то, что мы дипломированные спецы. Но люди, которые проходят курсы не зацикливаются на себе и своих заслугах. Они мотивированы на получение прикладных знаний, чтобы добиваться своих целей. Они вовсе не собираются конкурировать или состязаться с другими специалистами. Только свои задачи. Только цели. Только деньги, если хотите...

То же касается выпускников-теологов. Они учатся, чтобы их ценили. Примите эту правду. Их должна ценить община за то, что они учились. 

...Но когда они становятся на кафедру, всех ожидает разочарование. Они ведь хотят впечатлить народ и начинают объяснять пастве: "А вот так на самом деле в оригинале". Но люди не могут собраться с мыслями и понять: а нам-то это зачем? 

Почему так происходит? Подчеркиваю снова:
В семинарии учат тому, чтобы "Впечатлять знаниями". Нас учили тому, чтобы быть эрудированными. Спорить со свидетелями Иеговы. Переубеждать православных. Наставлять слепых и невежд. 

Представьте, что вы 18летняя красавица. Вас учили ходить по подиуму три года. И вот вы возвращаетесь, грубо говоря, в свою деревню Иваново и ищите что-то вроде переулка, который вас выведет на Невский проспект. Проходите эффективно по пыльной дороге, и многие думают, что у вас не все дома. 

Никто не ходит даже по Невскому проспекту той походкой, которой могут похвастаться красавицы из Виктория-Сикрет. Только ради инстаграмма. И никто в своем уме не должен читать в церкви лекцию о синтаксисе древнего еврейского языка. 

Если ты студент семинарии, читаешь этот пост и не поймешь этой истины, я приеду в твою церковь, привяжу тебя к позорному столбу и порву над твоей головой учебник по изучению греческого языка... )))) 

А что нужно в общине верующих? Что им нужно в проповеди?

Ориентация.
Четкое провозглашение Истин Слова Божьего! 
Ободрение.
Совет
Утешение 
Наставление 
Помощь

И от христианского проповедника требуется именно умение помогать.

Я знаю одного пастора, который начал свою церковь много лет назад. Больше половины этого времени церковь была пустой. Было только несколько семей. Но потом нахлынули мигранты из Сирии. Много. Потом украинцы. Много украинцев. И он многим помог. И знаете что. Из тех, кому он помог, мало кто остался в общине. Особенно это касалось народа из Ближнего востока. И вдруг "пошла" бычья свеча. И сегодня в его общине нет места для новых людей. Постоянно принимают в члены церкви. Крещения. Но если подумать, что составляло фундамент его успеха, это были 
1. Добрые дела
2. Качественные проповеди, которым он научился не в семинарии (а там он был), а своим наставникам.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, Слуга и пастырь-богослов, Вещал нам горнего

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном