К основному контенту

Активизм и пренебрежение к молитве - ещё одна из проблем церквей в Европе

Проблемы церкви в западной цивилизации: 4. Активизм и проекты 

После просмотра очередного фильма Вильнёва "Дюна" я поймал себя на мысли, что во многих фильмах повторяется одна и та же идея: ты ожесточенно бьешься с империей, чтобы построить очередную... империю. Возможно, это была одна из тех больших проблем на пути Пола Атрейдеса (это не рецензия экранизации, на который сейчас и так по причинам и без причин выливают ведра критики, а просто зацепка).  Но мысль понятна: став "пророком", Пол понимает одну вещь: ты взбираешься на престол и, побеждая императора, сам становишься императором. Люк Скайвокер должен был убить своего отца, чтобы, видимо, самому стать Дартом Вейдером. Ты убиваешь дракона, чтобы самому стать драконом. 

Мартин Лютер объявил войну папе и римской католической церкви, и незаметно для себя он сам возглавил движение, которое стало "лютеранством". Ты боролся с системой, но и сам создал систему. И то же самое касается многие другие христианские движения, которые скукожились и окуклились, став тем, что мы называем "религия". Но поскольку я осознаю, что слово религия само по себе отличное, я скажу другое слово: система. 

С другой стороны, и тут я вижу, что предлагаю купить логическую ловушку. Чтобы бороться с армией, тебе самому нужна армия. Говоря о том, что та или иная система не работает, ты сам предлагаешь свою. 

Систему. 

Поэтому не стоит упрощать все до банального клише, которое на поверку оказывается лишь пшиком. По мне, многие христианские общины сводит христианскую жизнь до богослужения с различными формами активизма. Но это не помогает им достигать качественного роста. Реализации миссии.

Да, сначала отдельные христианские лидеры страстно реагируют на какие-то искажения, которые имеются в господствующей религиозной группе. Но когда они предлагают выход, они сами того не замечая создают очередную систему. И происходит это главным образом после их ухода, смерти и пр. Но если пока не переворачивать страницу, разделяющую светлую главу от печальной, можно кое-чему научиться. Как им, собственно говоря, самим получалось достигать взрывного роста еще в самом начале? Если этот рост был взрывной, почему община отказывается от "модели", которая лежит в основании такого роста?

Дело в том, что у ранней церкви отсутствовала "система". Да, конечно (повторюсь еще!) она у них тоже была! Но работала она несколько иначе. У ранних христиан не было обязательного дня для поклонения (и не надо мне рассказывать сказки, что верующие с самого зарождения христианства собирались утром по воскресеньям), у них не было храма, кафедры, "Евхаристии", иерархии и, самое главное, проектов. Раннее христианство источало божью любовь. По крайней мере так говорит Лука. Первые группы христиан, согласно второй главе книги Деяния, ПОСТОЯННО 
1. пребывали в учении апостолов, собираясь по домам 
2. имели совместные трапезы с общением, которое характеризовалось единодушием (я специально соединил совместные трапезы и общение, т.к. в античности они не мыслились раздельно)
3. совместно возносили молитвы 
4. помогали неимущим 
5. Хвалили Бога 

И как результат: стих. 47б: Бог прилагал к этим группам учеников - спасаемых. Как часто? Каждый день. 

Если вы внимательно посмотрите на пять столпов ранней церкви, вы не увидите ни одного "проекта". Лука на самом деле не пишет о том, что верующие раз в год или полгода выходили на улицы Иерусалима ради евангелизации. Они отражали эти важные для Луки пять пунктов. И как результат в церковь приходили новые люди. 

Но что сегодня происходит в современных западных общинах? 
1. Они редко собираются по домам
2. Редко происходят совместные трапезы (только если кто-то догадывается организовать альфа-курс и потом искренне радуется необъяснимому успеху)
3. Редко молятся вместе 
4. хвалят Бога при помощи песен, которым несколько сот лет
5. Помощь оказывается друг другу редко. Или скажем так, оказание помощи не является явной чертой их собрания (богослужения). Это тоже отдельный проект для тех, кто хочет... 

В каком-то смысле современная западная община загнала себя в тупик. Если присмотреться на состояние многих общин, многие признаются, что их членами в последние два три года стали те люди и семьи, которые просто переехали из другого города. 

И есть другой фактор. Многие просто устали. Устали от того, что в их жизни не происходит ничего нового, кроме воскресного похода в общину. А там ожидаемое: те же самые проповедники со своей жевачкой, пение хора и снова домой. А там на следующий день работа.  

Часто бывает такое, что современная группа христиан как следствие просто психологически не может отразить и выразить ту источающую Тело Христова любовь, о которой так красноречиво говорит Павел в своем послании коринфянам. Я и сам не могу похвастать чем-то особым. Но когда я спрашиваю себя почему?, то ловлю себя на мысли, что в формате существующих моделей общин это сделать просто физически невозможно. И если говорить о моем личном христианском опыте, я скажу только то, что современные миссионерские или евангелические проекты - это кочерга и свечка. Богу. Мы чувствуем себя дезориентированными и усталыми, потерявшими ориентацию и энтузиазм, поэтому, как мы себе шепчем, давайте продадим Богу "проект", вместо того, чтобы отражать в своей жизни вышеупомянутые пять столпов библейской церкви. Мы не можем, если признаться честно, источать божественную энергетику книги Деяния. Но мы можем раздать приглашения на христианский концерт. Чтобы снова спать спокойно. 

Посколько община становится частью системы и сама по себе системой, она начинает пасти саму себя. Она создает правила и начинает жить ради этих правил и повестки. Богу же не нужен проект. Богу нужно наше поклонение. Именно эту мысль доносит до самарянской женщины Иисус: не воскресение и богослужение (место) определяет тебя как истинного поклонника, но твоя жизнь и твой настрой (сердце: дух и истина). 

Сколько людей уходит из общин в удрученном и разочарованном духе?! Они видят и видят внимательно, когда кому-то очень плохо, но идя на собрание, такой человек одевает маску. Как будто ничего не случилось. Почему? Это происходит из-за системы. Ведь согласно правилам системы в церкви мы должны отражать порядок. Тем более там много людей, которым ты не доверяешь. Ты их не знаешь. Но люди одевают улыбку, когда им на самом деле очень плохо. В их семье царит хаос. И вместо того, чтобы об этим сообщить братьям и сестрам, вместо того, чтобы попросить о помощи и молитве, они этот хаос скрывают. И со временем этот хаос и энтропию скрывают уже все. Они живут со своими эмоциональными проблемами, со своим голодом и неудовлетворенными нуждами, но в общине все выглядит благочинно. 

А вот еще одна ловушка (а их много!). Посколько христиане идентифицируют свою веру и ортодоксию с посещением богослужения, они живут в дуализме двух миров. Вечером в субботу (или пятницу), а также в воскресенье после богослужения они идут в ресторан или смотрят фильм. На следующее утро они идут с опухшими глазами (тут я не говорю, конечно, о пожилых людях!), и не выспавшись, на собрание, пытаясь со своими запутанными мыслями понять нить проповеди. Но все тщетно. 

Так как быть дальше? Как оставаться христианской общиной? И лидеры решают: мы создадим проект! Мы проведем летнюю акцию, мы закупим белье и продукты для социальной ночлежки, мы скинемся на помощь жертвам войны, мы поможем миссионерам и... расскажем о всех этих проектах в своей местной церковной газетенке и на стенде перед входом в богослужебный зал (и бесспорно ведь то, что все это классно!)

Но это ничего не решает, потому что атмосфера в здании, где они собираются по воскресеньям по прежнему заполнена холодом, который мы называем благословенным трепетом и климатом богобоязненности. 

Какой выход? Снова создать систему или новую конфессию пяти столпов? Очередной пост по сотрясанию воздуха? На самом деле я не написал для тебя ничего нового. Все это ты знал, если когда-то читал произведение Луки: Том об истории христианской церкви II. (Первый том - это его Евангелие). И я не предлагаю ломать систему, если она работает более менее хорошо. Я просто считаю, что будущее западной церкви за домашними общинами, которые должны иметь автономность. И эта автономность проверяется свободой учеников: они могут там крестить и учить новых членов, на которых власть главного проповедника не распространяется. И если в каждой домашней церкви (не группе или ячейки) имеются пять столпов Луки, они будут источать любовь. Они станут светом и солью земли. Да, там будут тоже проблемы (см. 3 Иоанна и историю про Диотрефа). Однако потенциал таких общин будет больше. 

Противоположный путь, как я сказал, это создание конфессии пяти столпов и превратиться в очередного лидера или императора. И все будет более менее хорошо, пока тебя не положат во гроб. Но перед этим ты сам положишь много хороших людей во гроб, если они не согласятся с твоим учением о пяти столпах Луки.

И если присмотреться внимательно в историю церкви, она, церковь, всегда порождала хаос и смерть, когда становилась иерархическим институтом и системой. И тогда начинались войны, крестовые походы и инквизиция. Но когда Европу и северную Америку своим энтузиазмом наполняли отдельные личности (миссионеры и политики, художники и активисты), тогда отменялось рабство, освобождались женщины и дети, преодолевались границы между черными и белыми и мн. другое. И все это начиналось тогда, когда христиане становились светом и солью, а не "христианством" (организованной иерархической группировкой, оснащенной при помощи проектов и активизмов в ее борьбе за власть и влияние).

Поэтому путь этот пост останется не призывом к очередной священной войне против несогласных, но скорее выражением мыслей одного доброго и простого человека.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, Слуга и пастырь-богослов, Вещал нам горнего

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном