Заметки на полях Истории#Архив
написано 8 августа 2020 года
Кризис отцовства или исторические параллели
Что общего между Чикаго 1860 года, Еленовки (поселок недалеко от польского города Лодзь) середины 30-х годов 20 века и Мариуполя наших дней? Что объединяет американского евангелиста, еврея-христианина и епископа пятидесятнической церкви? Что вдохновляло их вчера и вдохновляет сегодня?
Бог в Писании называет Себя "отцом сирот и судьей вдов" (Пс.67:6). Апостол Яков пишет что истинное благочестие есть "призирать вдов и сирот в их скорбях". Это важно помнить, так как наше "эстрадное" христианство, к сожалению, делает упор на внешних эффектах, концентрирует внимание человека на себе и финансовом успехе, как следствие нашего духовного роста.
Естественно, нам не стоит впадать в другую крайность и отрицать наличие духовных даров и силы Божьей в Церкви. Бог вчера, сегодня и в будущем не изменен. Его духовные принципы и ценности не меняются и Он хочет, чтобы мы, как его духовные дети возрастали в них.
Дуайт Л. Муди, Леон Розенберг и Геннадий Мохненко... Сравнивать жизни этих мужей Божьих неблагодарное дело.
Они слишком разные и не похожие друг на друга. Каждый из них личность и каждый проходил свою Гефсеманию и Виа Делароса. Крест Христа на первый взгляд внешне похож на другие кресты, но у каждого из них был свой Крест.
Моя цель не провести сравнительный анализ их жизни, а вот определить параллели их деятельности, увидеть закономерности и общие тенденции служения - это самое оно.
Сегодня в церкви кризис отцовства. Есть множество прекрасных и функциональных менеджеров, которые обучены и знают множество приёмов успешного продвижения тренда в среде потребителя. Но церковь - это не бизнес Бога на земле и надо не забывать об этом. Отцы воспитывают сыновей, чтобы однажды , в свое время, они стали отцами.
Очень часто, мы приходим к Богу как сироты при живых родителях и в церкви находим не духовных отцов, а таких же сирот, поднаторевших в "духовном менеджменте". Это становится причиной многих проблем, так как изначально в нас закладывают не правильные основания.
Например, я помню, как 20 лет назад, после моего прихода в Общину Божью меня учили важности церковного служения. Ты должен служить, говорили мне, а Бог даст тебе все необходимое. Главное рост церкви и твоя верность служению! Служи и ты будешь успешен!
Вроде правильно говорили, меня учили как достигать людей, что им говорить, как взращивать подобных учеников, но когда наступали критические моменты в жизни и духовные проблемы сбивали с ног в прямом и переносном смысле этого слова, мои наставники переключались на более перспективных, оставляя мне возможность решать самому свои проблемы.
И Бог, Отец сирот, приходил мне на помощь. Он вырывал меня из конфликта, обрывая ненужные связи, очищая меня и закаляя мой характер. И я не сужу моих наставников, которые были так научены и воспитаны в духе корпоративного христианства.
В сущности, они как и я мечтали об настоящем духовном отце, который будет взращивать помогая твоему росту, а не использовать тебя в своих "божьих" целях. Но отцовству нельзя научить на конференциях веры или тренингах, отцами становятся.
Мои размышления в этих мыслях об отцовстве и наши друзья, как никто другие подходят под определение "отцы". Хотя, возможно, есть множество других верующих христиан, которые как Дуайт Л. Муди, Леон Розенберг и Геннадий Мохненко стали Отцами для сирот.
Дуйт Муди жил в переломную эпоху для Северо-Американских штатов. Гражданская война Севера и Юга, пьянство и разврат среди населения городов, разгул преступности, беспризорность и сиротство, вот картина общества и реальности тех дней.
Дуайт открыл воскресную школу в "Песках", худшей из чикагских трущоб, в районе, который многие называли "Малым адом".
"Пески" населяли преимущественно неполные семьи, и многие из этих родителей-одиночек были к тому же алкоголиками или опиозависимыми. Дети, жившие там, охотнее отправлялись с родителями на работу, чтобы заработать себе на пропитание, чем в школу. Часто они подвергались насилию (физическому и сексуальному), недоедали и находились в рабстве многочисленных пороков, грязи и болезней.
Несмотря на то, что добропорядочные жители Чикаго всеми силами старались избегать "Песков", Дуайт поступил по велению своего сердца и, арендовав пустой бар в самом центре района, открыл воскресную школу. Посещавшие её оборванцы сидели на полу и слушали, как "дядя Дуайт" проповедовал с "кафедры" - старой, растрескавшейся бочки.
Леон Розенберг, еврей христианин, был успешным пастором одной из первых в Европе общин евреев христиан в Одессе. Он много проповедовал евреям о Спасителе Израиля словом и делом. При общине евреев-христиан был открыт дом для престарелых, в котором доживали свой век старые евреи которых из за веры в Христа выгоняли из домов родственники и дети. А также школа приют для еврейских девочек сирот, где им давали образование и учили професии.
Но после Октябрьского переворота власть в бывшей Российской Империи захватили большевики и Леон был вынужден покинуть Одессу. Но любовь к детям, (Леон и Фани Розенберг были родителями 4 родных детей) не оставила его сердца и уже в Польше, в городе Лодзь где он продолжил свою проповедь евреям и после образования церкви "Вефиль", Леон открыл детский дом в дачном поселке Еленовка, где воспитывались сироты. До этого, многие дети жили в его семье. Порой за завтраком собирались дети Леона и вместе с ними четырнадцать приемных.
Свою историю о начале служения детям сиротам и беспризорникам, Геннадий Мохненко описывает в своей книге "Непедагогическая поэма" :
" Все началось с беды, наполнившей город. Продолжение этой истории — попытка «Церкви Добрых Перемен» ответить на очевидную, возрастающую и душераздирающую проблему.
Чумазые мордашки, облезшие от клея носы, дырки на неумело пробитых грязными шприцами венах — вот тот вопрос, который поставила жизнь перед нашим обществом в эпоху великих постсоветских перемен.
«Республика Пилигрим» — один из вариантов того, как начать разгибать этот вопросительный знак в восклицательный. Это наша попытка заставить улыбнуться насупившиеся и огрубевшие тринадцатилетние лица.
Это проба мотивировать и пробудить к жизни пацанов, уставших от нее в свои четырнадцать. Это желание вдохнуть веру в сердца, надломленные судьбами. Это — эксперимент, захвативший, увлекший и переросший в призвание для многих людей нашей церкви "
Если провести первую парралель, то можно отметить, что каждый из наших героев повествования стал ответом на проблему, которая была слишком явной и на которую другие люди не обращали внимания.
Хочу повториться, в наш век постмондернизма, христианство сконцентрировано на внутреннем эго человека. При этом мало акцентов делается на жертвенность (если не считать призывов к пожертвованию на воскресных служениях), альтруизму и личному подвигу. Успех служителя в наши дни - это не желание умереть за Христа, а выжить вопреки и желательно с наименьшими затратами. Утрирую? Возможно.
И когда Бог бросает нам вызов в ответ на наши "правильные" молитвы, мы стараемся смотреть через чужую боль стараясь не замечать её. Нам легче откупиться, например дав беспризорному на улице булку хлеба, чем взять его за руку и ввести его в свой мир.
Но существует такой парадокс, для настоящего христианина чужой боли не бывает. И всегда наш отклик на Божий призыв изменяет реальность, как нашу личную, так и нашего социума.
Воскресная школа в "Малом аду", сиротский приют для сирот в Еленовке, "Республика Пилигрим" стали не просто социальным явлением или теологическим недоразумением одиноких христиан, но началом мощного движения Божьей благодати. Церковь словно проснулась от сна и вспомнила, что в мире есть больше чем богословские споры и разборки.
Старая еврейская мудрость гласит: "Кто спас одну жизнь, спасает целую вселенную." Эти люди спасли много вселенных, они стали примером который вдохновил христиан во всем мире подражать Христу в Его милосердии.
При этом, при всем хорошем, что делали они для общества и Церкви, и Муди, и Розенберг и Мохненко были великолепной мишенью для критики. Ведь то, что они делали и продолжают делать, часто выходит за рамки общепринятой церковной
морали и "христианской" этики. Они слишком не ортодоксальны и не предсказуемы.
Их ругают за то, что они имеют собственное мнение и учат других думать. Критике поддаются методы их служения и методика воспитания.
Они не желают быть ручными и если вы жертвуете деньги для поддержания служения которое они ведут, не пытайтесь руководить ими, они вас не послушают. И это ставили и продолжают ставить им в осуждение.
Ими не нужно очаровываться, так как они, как и все люди на планете, не могут, и не хотят, угождать всем. Не очаровывайтесь ими, чтобы потом не разочароваться.
Но мой совет, присмотритесь и вы увидите сердце Отца в каждом из них. Они отражают Божью любовь к потерянным детям.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, говорит апостол Павел/рэбэ Шауль,но не много отцов;
Ведь отец это не только тот, кто зачал, но и тот кто родил и воспитал, тот кто прошел вместе с ребёнком через этапы взросления, чтобы помочь ему войти в свою судьбу, при этом не ожидая, что его отцовство станет критерием для личного успеха.
Жизнь и служение Дуайта Л. Муди, Леона Розенберга и Геннадия Мохненко служат подтверждением для нас, верующих последнего времени, что преемственность Божье любви не нарушена и Творец будет поднимать в наших общинах настоящих духовных отцов.
Которые пойдут туда, куда никто сегодня не идет. Которые не побоятся назвать подлеца его истинным именем и не будут прятаться за спинами женщин и детей, как некоторые "герои". Которые не бросят в трудную минуту блудного сына, но помогут ему обрести уверенность в Боге. Отцов которые будут отображением Отца Небесного на земле.
До следующих мыслей.
Заметки на полях Истории#Валентин Эйтан
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)