Англосаксонская церковь (VII–XI века) была одной из самых прогрессивных в Европе по отношению к женщинам и социальным вопросам
Прогрессивные черты
Женское лидерство в церкви
- Монастыри-двойнички: Мужские и женские обители часто управлялись аббатисами, которые имели власть над священниками (например, Хильда Уитбийская в VII веке руководила синодом, что невозможно было представить в Риме и в континентальной Европе).
- Образование: Женщины изучали латынь, теологию и даже медицину (как Св. Леоба, советница Карла Великого. На континенте школы были только для мальчиков).
Социальная защита
- Разводы: Допускались при жестокости мужа или бездетности — церковь лишь накладывала епитимью, но не запрещала разводы в отличие от континентальной Европы.
- Браки: Требовалось согласие женщины (каноны архиепископа Теодора Тарсийского, 669–690 гг.). На континенте согласие игнорировалось.
Культурный расцвет
- Рукописи: Англосаксонские монахини (как Эдбурга из Минстера) создавали иллюминированные книги. В континентальной Европе этим занимались только мужчины.
- Миссионерство: Женщины (например, Св. Вальбурга) участвовали в обращении язычников в Германии. На континенте аналогичных примеров нет. Есть только исторические упоминания о женщинах миссионерах, помимо англосаксонских, из Ирландии, Скандинавии, Чехии и Каппадокии.
Но были и ограничения
- Сакральные функции: Женщины не могли становиться священницами.
- Церковные должности: Аббатисы подчинялись епископам.
- Двойные стандарты: За адюльтер монахинь наказывали строже, чем монахов.
Почему такая разница?
1. Кельтское влияние: Ирландские миссионеры (как Св. Колумбан) принесли традицию сильных аббатис.
2. Германские традиции большей субъектности женщин.
3. Отсутствие папского контроля: До XI века Рим слабо влиял на английские епархии.
Конец прогрессивности
После нормандского завоевания (1066 г.):
- Григорианские реформы запретили разводы.
- Монастыри-двойнички упразднили.
- Аббатис подчинили епископам.
Пример: Аббатиса Эдита Уилтонская (XI век) теряет право судить священников.
Вывод
Англосаксонская церковь опережала время в:
✅ Правах аббатис
✅ Гибкости в бракоразводных делах
✅ Женском образовании
Но её прогрессивность была уничтожена нормандцами и римской унификацией. Это был «золотой век», забытый на века, даже после английской Реформации сверху.
Прогрессивные черты
Женское лидерство в церкви
- Монастыри-двойнички: Мужские и женские обители часто управлялись аббатисами, которые имели власть над священниками (например, Хильда Уитбийская в VII веке руководила синодом, что невозможно было представить в Риме и в континентальной Европе).
- Образование: Женщины изучали латынь, теологию и даже медицину (как Св. Леоба, советница Карла Великого. На континенте школы были только для мальчиков).
Социальная защита
- Разводы: Допускались при жестокости мужа или бездетности — церковь лишь накладывала епитимью, но не запрещала разводы в отличие от континентальной Европы.
- Браки: Требовалось согласие женщины (каноны архиепископа Теодора Тарсийского, 669–690 гг.). На континенте согласие игнорировалось.
Культурный расцвет
- Рукописи: Англосаксонские монахини (как Эдбурга из Минстера) создавали иллюминированные книги. В континентальной Европе этим занимались только мужчины.
- Миссионерство: Женщины (например, Св. Вальбурга) участвовали в обращении язычников в Германии. На континенте аналогичных примеров нет. Есть только исторические упоминания о женщинах миссионерах, помимо англосаксонских, из Ирландии, Скандинавии, Чехии и Каппадокии.
Но были и ограничения
- Сакральные функции: Женщины не могли становиться священницами.
- Церковные должности: Аббатисы подчинялись епископам.
- Двойные стандарты: За адюльтер монахинь наказывали строже, чем монахов.
Почему такая разница?
1. Кельтское влияние: Ирландские миссионеры (как Св. Колумбан) принесли традицию сильных аббатис.
2. Германские традиции большей субъектности женщин.
3. Отсутствие папского контроля: До XI века Рим слабо влиял на английские епархии.
Конец прогрессивности
После нормандского завоевания (1066 г.):
- Григорианские реформы запретили разводы.
- Монастыри-двойнички упразднили.
- Аббатис подчинили епископам.
Пример: Аббатиса Эдита Уилтонская (XI век) теряет право судить священников.
Вывод
Англосаксонская церковь опережала время в:
✅ Правах аббатис
✅ Гибкости в бракоразводных делах
✅ Женском образовании
Но её прогрессивность была уничтожена нормандцами и римской унификацией. Это был «золотой век», забытый на века, даже после английской Реформации сверху.
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)