В 1938 году Люба Рубцова пошла в седьмой класс. Симпатичная, талантливая девушка, она уже в школьные годы писала стихи, участвовала в театральном кружке. Однажды ее мать, идейная коммунистка (с ней Люба запечатлена на фотографии), во время уборки нашла под матрасом дочери листовки, «содержание которых направлено против советской власти и товарища Сталина». Она сообщила об этом в НКВД, и 7 апреля 1938 года 16-летнюю Любу арестовали, а следом за ней и двух ее школьных друзей, Анну Зинину и Колю Уфаева.
По материалам следствия, в марте 1938 года Рубцова и Зинина «поставили перед собой задачу создать в Канске среди учащейся молодежи фашистскую организацию, которая должна была вести борьбу с советским строем в целях его свержения и установления в СССР фашизма». По воспоминаний Зининой, пионеры возмутились арестами школьных учителей — словесника Петра Кронина и географа Леонида Белоглазова. Листовки подписали так: «Комитет объединения сторонников Ленина» и намеревались расклеить их на зданиях НКВД и парторганов. Дело рассматривал Красноярский краевой суд. Он приговорил Рубцову к десяти годам лагерей. Во время заключения она совершила побег, за что к сроку прибавили еще полтора года.
Осенью 1949 года срок Рубцовой истек, но ее не выпускают: отправляют в ссылку в село Заимка Богучанского района Красноярского края. К тому моменту у нее паровой ожог груди, туберкулез и порок сердца. Ей 27 лет, и она инвалид при смерти. О переводе дочери в ссылку поближе к семье, оставшейся в Канске, ходатайствует ее мать. В своем прошении она подчеркивает, что является членом ВКП(б) и «согласна взять дочь под личную ответственность». Потом пишет заявление и сама Рубцова: о 60-градусных морозах, о невозможности ей, больной, выполнять ту работу, которая тут есть, просит перевести южней. «Близость к родной семье и благоприятные климатические и материальные условия помогут мне встать твердо на ноги и почувствовать себя нормальным полноценным человеком, могущим идти в ногу с родиной, и отдать все свои силы родине, которая мне протягивает руку».
На заявлениях матери и дочери — карандашом: «Отказать».
Любовь Рубцову освободили лишь 29 октября 1955 года, почти через месяц после полной реабилитации. «Из материалов дела видно, что Рубцова, являясь ученицей 7-го класса средней школы, после того, как прочла ряд книг, например „Овод“, „Идиот“, „Братья Карамазовы“, решила стать героиней и выделиться из общей массы людей. Полагая, что стать положительным героем ей не представится возможным, так как она дважды убегала из дому, Рубцова решила сделаться отрицательным „героем“… Прочтя опубликованные в печати материалы судебного процесса над участниками правотроцкистского блока, написала вместе со своей подругой Зининой, находившейся под ее влиянием, ряд анонимных писем и антисоветские листовки… Не доказано, что Рубцова и Зинина руководствовались контрреволюционными побуждениями. Их действия явились результатом неправильного восприятия ими произведений художественной литературы и поверхностного осмысливания событий окружающей действительности».
Любовь Рубцова вернется в Канск и будет жить с мамой. Замуж не выйдет, детей не родит. Умрет в 1966-м — в 44 года, надорванная лагерями (https://tinyurl.com/2nr6u937).
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)