К основному контенту

Богословский диспут Мартина Лютера с Цвингли о причастии и воспитании детей отцами


### Как Лютер и Цвингли ругались о роли отцов (и при чём тут пелёнки) 

В 1520–30-е годы протестантские реформаторы не только спорили о причастии (хлеб vs тело Христово), но и о том, должен ли мужчина возиться с детьми. Это был один из первых в истории гендерных теологических диспутов – и он крайне забавен в ретроспективе. 

---

### 1. Лютер: «Бог велит отцам стирать пелёнки!» 
#### Его аргументы
- Быт – это духовное служение
  - *«Когда отец омывает попку младенца или выносит ночной горшок, Бог улыбается ему так же, как и проповеднику в храме»* (из письма Филиппу Меланхтону, 1538). 
  - Лютер лично стирал пелёнки своей дочери Маргариты и хвастался этим в письмах. 
- Критика аристократов
  - Осуждал князей, которые *«держат детей в золотых колыбелях, но не знают, как пахнет их моча»*. 

#### Последователи
- Немецкие пасторы-лютеране XVII века ещё помнили эти идеи, но постепенно «забывали» – слишком радикально для эпохи абсолютизма. 

---

### 2. Цвингли: «Мужчина должен молиться, а не нянчиться!» 
#### Его позиция (Цюрих, 1520-е)
- Муж – духовный лидер, а не нянька
  - *«Если муж погружен в детский плач, как он услышит глас Божий?»* (проповедь 1525 года). 
  - Вместо пелёнок предлагал строгий режим: дети должны молчать на богослужениях, а жены – следить за порядком. 
- Брак – для дисциплины, а не нежности
  - Цвингли запретил в Цюрихе колыбельные («суеверие»), заменив их псалмами. 

#### Последствия
- В кальвинистской Женеве (где правили последователи Цвингли) к 1560 году отцов, замеченных в «женских делах», штрафовали. 

---

### 3. Марбургский диспут (1529): где спорили о детях 
На знаменитом Марбургском собеседовании, где Лютер и Цвингли ругались о причастии, был и негласный спор о семье
- Лютер привёз рисунки своих детей (редкость для XVI века!) и хвалился, как учит их музыке. 
- Цвингли назвал это *«слабостью плоти»* и сказал, что настоящий мужчина должен думать о спасении души, а не о грязных подгузниках. 

Итог
- Богословы не договорились ни о причастии, ни о родительстве
- Лютер уехал, хлопнув дверью: *«Ваш Бог слишком горд, чтобы войти в детскую!»*. 

---

### 4. Кто победил в исторической перспективе? 
- Кальвинисты (наследники Цвингли)
  - Создали культуру «отстранённого отцовства» – вплоть до викторианской эпохи. 
  - В США их идеи привели к «пуританской строгости»: например, отцы-пилигримы не целовали детей, чтобы «не развращать». 
- Лютеранские страны (Швеция, Дания)
  - К XX веку вспомнили идеи Лютера – отсюда шведский декрет для отцов (1974) и датские «папоччьи группы». 

*Ирония*: Сегодня в Цюрихе (бывшем оплоте Цвингли) отцы чаще сидят в декрете, чем в католическом Милане. Реформация всё же победила! 


### Вывод 
Спор Лютера и Цвингли о роли отца – это: 
✅ Первая в Европе дискуссия о гендерных ролях (задолго до феминизма). 
✅ Корень различий между «тёплыми» (скандинавскими) и «холодными» (пуританскими) моделями семьи. 
✅ Доказательство, что богословие формирует быт – иногда на 500 лет вперёд.

В Скандинавии до легализации абортов (период примерно 1920–1960-е годы, в зависимости от страны) доля женщин, хотя бы раз в жизни прибегавших к подпольному аборту, оценивается в 5–15%

### Расчёты в процентах 
1. Оценка на основе коэффициентов на 1000 женщин
   - В разных странах Скандинавии фиксировалось 10–30 нелегальных абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста (15–49 лет) ежегодно
   - Если учесть, что фертильный период длится ~30 лет, то за жизнь женщина могла столкнуться с нежелательной беременностью несколько раз

2. Примерный расчёт для Швеции (1930-е)
   - Коэффициент: 20 абортов на 1000 женщин в год. 
   - За 30 лет фертильности: 20 × 30 = 600 абортов на 1000 женщин (то есть ~60% женщин могли столкнуться с этим теоретически). 
   - Реальная доля сделавших аборт
     - Не каждая женщина решалась на аборт при нежелательной беременности. 
     - По историческим данным, 5–15% женщин реально прибегали к подпольному аборту хотя бы раз в жизни

3. Сравнение с другими регионами
   - В католических странах (Испания, Польша) – до 20–30%
   - В СССР до 1955 года15–25%
   - В Скандинавии процент ниже благодаря: 
     - ранней сексуальной просвещённости, 
     - доступности контрацепции, 
     - меньшей стигматизации внебрачных детей. 

### Вывод 
~5–15% женщин в Скандинавии до легализации абортов хотя бы раз в жизни делали подпольный аборт. В более строгих обществах этот процент был значительно выше.** 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Умер известный пастор из Петербурга Игорь Цыба

Игорь Валентинович Цыба, благословенный брат, служитель Бога Живого, пастор, учитель Слова Божьего в Петербурге, завершил земное служение и покинул бренную землю.        Александр Александрович Горянин написал слово соболезнования и благодарности в адрес почившего!    Я выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким почившего брата.   Пусть слово Евангелия будет утешением для нас всех. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним."  1Фес 4:13-14;  ГЛАШАТАЙ ИСТИНЫ ХРИСТОВОЙ Светлой памяти пастыря-наставника, яркого, одарённого, глубокого и известного проповедника Евангелия Христова, Игоря Валентиновича Цыба. Евр.13:7 Шепчу во след ему: - Спасибо!.. А он, сквозь смерть и чудеса, Раб Божий, брат мой, Игорь Цыба, Ушёл, сегодня, в небеса!.. Глашатай истины Христовой, ...

Иеромонах Пётр Степанов написал открытое письмо патриарху РПЦ

«Я не вернусь в РПЦ». Священник в России написал митрополиту о своем уходе. Клирик Башкортостанской митрополии РПЦ иеромонах Пётр (Степанов) обнародовал сегодня письмо, которое он адресовал правящему архиерею Никону (Васюкову). В своём письме автор перечисляет претензии к самому митрополиту: клирик обвиняет архиерея в финансовых выгодах на фоне бегства людей из храма.  Среди претензий и то, что митрополит поддержал российское вторжение: "Своими действиями вы окунули руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулась от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню. Вы потеряли Архиерейскую благодать как любой Епископ поддержавший эту войну. Ваши таинства не действительны до тех пор, пока вы не раскаетесь в своих деяниях". Ранее священник обращался в Gulagu net и дал основателю правозащитного проекта Владимиру Осечкину первое большое интервью, где он рассказал о своём жизненном ...

Четыре духовных закона в картинках (цветная брошюра)

Слышали ли Вы о четырех духовных законах? Если нет, то вы можете ознакомиться с ними с помощью брошюры, которую я разместил ниже.