У великого экономического историка Сергея Нефёдова в его книге «Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России» увидел, насколько противоестественным (экономике, ландшафтам, демографии и т.д.) было строительство Петербурга:
«В строительстве Петербурга проявилось максималистское желание Петра начать свою жизнь заново, на западный лад, Петербург создавался Петром как антипод «варварской» Москвы. Это было политическое решение, с экономической точки зрения это строительство было нелепостью: в руках царя уже находились Рига, Ревель, Нарва - у России было вполне достаточно портов с готовой инфраструктурой. От Риги шёл удобный водный путь на Смоленщину, и, несмотря на противодействие властей, именно Рига, а не Петербург, впоследствии стала главным портом России.
Петербург был изначально обречён на нехватку продовольствия: хлеб нужно было везти из центральных районов, а провоз обходился очень дорого: в 1726-1730 годах пуд ржи стоил в Ярославле 11 копеек, а провоз до Петербурга стоил 18 копеек. До Архангельска благодаря водному пути доставка обходилась втрое дешевле. В дальнейшем, когда население Петербурга увеличилось, доставка хлеба в столицу потребовала сотен тысяч бурлаков и стала основным занятием для значительной части населения Центрального региона. Таким образом, Пётр взвалил на экономику России тяжёлое бремя, которое и при нём, и после него препятствовало решению актуальных задач модернизации.
В 1710-1717 годах на строительство Петербурга ежегодно требовали по одному работнику с 10-15 дворов, в среднем по 35 тысяч человек в год. Подневольные рабочие шли в Петербург из всех областей - поначалу даже из Сибири - тратя на дорогу по несколько месяцев. Французский консул де ла Ви свидетельствует, что две трети этих людей погибали на петербургских болотах. Фельдмаршал Миних писал, что в Северную войну «от неприятеля столько людей не побито... сколько погибло при строении Петербургской крепости и Ладожского канала».
В 1707-1710 годах помещичьи крестьяне платили постоянных и чрезвычайных налогов в среднем около 60 копеек со двора. В связи с началом широкомасштабного строительства в 1711 году был введён налог «на дачу петербургским работникам», затем к этому налогу были добавлены сборы «на известное жжение», «на кирпичное дело» и «на городовое строение» - в общей сложности 35 коп. со двора. Но это было далеко не всё: были введены новые чрезвычайные налоги. Главным из них был «санкт-петербургский провиант», составлявший в 1712-1717 годах в среднем 60 коп. в год, а с 1718 года - 1 рубль. В 1714-1715 годах собирали «на каменное строение на острове Котлин» по 25 коп., в 1716-1717 годах «на гаванное строение в Петербурге» по 1 руб. 21 коп, в 1718-1719 годах на постройку Ладожского канала по 70 коп. - и так далее, здесь трудно перечислить все тогдашние сборы».
Все факторы говорили о том, что если уж делать новую столицу России, то это должна была быть Рига.
Позже предлагались Одесса, Ростов-на-Дону и Киев.
Ростов или Краснодар и сейчас были бы хорошими вариантами новой столицы, тем более что вечное устремление россиян – сбежать из болот и мерзлоты куда-то в тепло, на юг.
«В строительстве Петербурга проявилось максималистское желание Петра начать свою жизнь заново, на западный лад, Петербург создавался Петром как антипод «варварской» Москвы. Это было политическое решение, с экономической точки зрения это строительство было нелепостью: в руках царя уже находились Рига, Ревель, Нарва - у России было вполне достаточно портов с готовой инфраструктурой. От Риги шёл удобный водный путь на Смоленщину, и, несмотря на противодействие властей, именно Рига, а не Петербург, впоследствии стала главным портом России.
Петербург был изначально обречён на нехватку продовольствия: хлеб нужно было везти из центральных районов, а провоз обходился очень дорого: в 1726-1730 годах пуд ржи стоил в Ярославле 11 копеек, а провоз до Петербурга стоил 18 копеек. До Архангельска благодаря водному пути доставка обходилась втрое дешевле. В дальнейшем, когда население Петербурга увеличилось, доставка хлеба в столицу потребовала сотен тысяч бурлаков и стала основным занятием для значительной части населения Центрального региона. Таким образом, Пётр взвалил на экономику России тяжёлое бремя, которое и при нём, и после него препятствовало решению актуальных задач модернизации.
В 1710-1717 годах на строительство Петербурга ежегодно требовали по одному работнику с 10-15 дворов, в среднем по 35 тысяч человек в год. Подневольные рабочие шли в Петербург из всех областей - поначалу даже из Сибири - тратя на дорогу по несколько месяцев. Французский консул де ла Ви свидетельствует, что две трети этих людей погибали на петербургских болотах. Фельдмаршал Миних писал, что в Северную войну «от неприятеля столько людей не побито... сколько погибло при строении Петербургской крепости и Ладожского канала».
В 1707-1710 годах помещичьи крестьяне платили постоянных и чрезвычайных налогов в среднем около 60 копеек со двора. В связи с началом широкомасштабного строительства в 1711 году был введён налог «на дачу петербургским работникам», затем к этому налогу были добавлены сборы «на известное жжение», «на кирпичное дело» и «на городовое строение» - в общей сложности 35 коп. со двора. Но это было далеко не всё: были введены новые чрезвычайные налоги. Главным из них был «санкт-петербургский провиант», составлявший в 1712-1717 годах в среднем 60 коп. в год, а с 1718 года - 1 рубль. В 1714-1715 годах собирали «на каменное строение на острове Котлин» по 25 коп., в 1716-1717 годах «на гаванное строение в Петербурге» по 1 руб. 21 коп, в 1718-1719 годах на постройку Ладожского канала по 70 коп. - и так далее, здесь трудно перечислить все тогдашние сборы».
Все факторы говорили о том, что если уж делать новую столицу России, то это должна была быть Рига.
Позже предлагались Одесса, Ростов-на-Дону и Киев.
Ростов или Краснодар и сейчас были бы хорошими вариантами новой столицы, тем более что вечное устремление россиян – сбежать из болот и мерзлоты куда-то в тепло, на юг.
Комментарии
Отправить комментарий
Можно оставить комментарии здесь - можно написать свое имя в меню "Имя", а можно оставить анонимно... :)